Dialup
-----------------------------------------------------------------------------
Внешний усилитель пока еще не стал обычным делом в автомобильном hi-fi, хотя многие понимают, что добиться приличного звучания с помощью встроенного оконечника магнитолы — затея довольно безнадежная. При проведении предыдущих тестов у нас был не один шанс убедиться в том, что слабенькие выходные микросхемы даже в магнитолах и CD-ресиверах среднего и высокого класса, к сожалению, не в состоянии справиться с необходимым количеством динамиков. Стоило нам установить в Honda Accord мощные акустические системы, разделаться с вибрациями и железным гулом в дверях, как сразу «вылезли» наружу все недостатки усилителя автомагнитолы.На что следует обратить внимание при покупке отдельного усилителя? Какие модели сегодня предлагает рынок?
Вольты — Ватты
Правильное питание – залог хорошего звучания любого усилителя. В автомобиле это особенно важно, поскольку здесь выходная мощность очень сильно зависит от величины питающего напряжения (увеличение напряжения бортовой сети всего на 2,4 В может дать приращение выходной мощности почти на 40% — вот что значит дополнительный паек!). Блок питания во многом определяет и динамические характеристики усилителя – «недоедание» приводит к нечеткости, смазанности звуков с резкой атакой (щипковые, ударные инструменты и т.д.)
В отличие от встроенного усилителя магнитолы, который питается непосредственно от плюсовой шины автомобиля, внешний оконечник получает энергию от импульсного преобразователя, в котором постоянное напряжение аккумулятора преобразуется в высокочастотное переменное. После повышающего трансформатора оно снова выпрямляется и, как правило, стабилизируется. Таким образом, на выходе преобразователя возникает гораздо более высокое напряжение, а значит, усилитель может отдать в нагрузку большую мощность. Отсутствие ограничений по объему и размерам корпуса позволяет использовать более сложные схемы, а также качественные и надежные, но не всегда самые компактные радиокомпоненты. Кроме того, произвольная форма внешнего усилителя (магнитолы и CD-ресиверы должны входить в стандартное DIN’овское окно на приборной панели автомобиля – прим. ред.) позволяет использовать его корпус в качестве теплоотвода и тем самым избежать температурных перегрузок. А это, согласитесь, немаловажное обстоятельство при работе в экстремальных, т.е. автомобильных условиях.
Большинство фирм-производителей использует в оконечных каскадах усилителей полевые транзисторы MOSFET (Metal Oxide Semiconductor Field Effect Transistor). Они имеют более стабильные параметры при больших токах в широком диапазоне частот, а по звучанию напоминают электровакуумные лампы. К тому же уровень гармонических искажений у полевых транзисторов гораздо ниже, чем у биполярных.
Почти все магнитолы, даже с заявленной мощностью «4 х 35 Вт» (что обычно равняется 14 — 17 синусоидальным ваттам) уже при 60 — 70% громкости начинают «хрипеть», т.е. ограничивать выходной сигнал. Средний по классу встроенный оконечник обеспечивает выходную мощность 10 — 14 Вт на канал с коэффициентом нелинейных искажений около 1%, в то время как у аппаратов, о которых мы расскажем ниже, этот параметр остается на уровне 0,01 — 0,1%. То есть на один – два порядка ниже!
Большая мощность автомобильных усилителей — не желание выжать из покупателя больше денег и не прихоть разработчика, а насущная необходимость. В автомобилях мы просто вынуждены повышать громкость системы, иначе многие детали можно вообще не услышать из-за рева мотора, аэродинамического и дорожного шумов. А ведь качественное воспроизведение различной по жанру музыки подразумевает, и не в последнюю очередь, полноту динамического диапазона. Это значит, что мы должны отчетливо слышать и самые тихие pianissimo, и самые эмоциональные forte, и что самое главное — чувствовать разницу в их звучании. Именно поэтому любая автомобильная система, в отличие от домашней, начинает «играть» с 50 дБ (измерения показывают, что звуки с меньшим уровнем практически полностью заглушаются шумами), и если громкость недостаточна, часть инструментов просто потеряется.
-----------------------------------------------------------------------------
Внешний усилитель пока еще не стал обычным делом в автомобильном hi-fi, хотя многие понимают, что добиться приличного звучания с помощью встроенного оконечника магнитолы — затея довольно безнадежная. При проведении предыдущих тестов у нас был не один шанс убедиться в том, что слабенькие выходные микросхемы даже в магнитолах и CD-ресиверах среднего и высокого класса, к сожалению, не в состоянии справиться с необходимым количеством динамиков. Стоило нам установить в Honda Accord мощные акустические системы, разделаться с вибрациями и железным гулом в дверях, как сразу «вылезли» наружу все недостатки усилителя автомагнитолы.На что следует обратить внимание при покупке отдельного усилителя? Какие модели сегодня предлагает рынок?
Вольты — Ватты
Правильное питание – залог хорошего звучания любого усилителя. В автомобиле это особенно важно, поскольку здесь выходная мощность очень сильно зависит от величины питающего напряжения (увеличение напряжения бортовой сети всего на 2,4 В может дать приращение выходной мощности почти на 40% — вот что значит дополнительный паек!). Блок питания во многом определяет и динамические характеристики усилителя – «недоедание» приводит к нечеткости, смазанности звуков с резкой атакой (щипковые, ударные инструменты и т.д.)
В отличие от встроенного усилителя магнитолы, который питается непосредственно от плюсовой шины автомобиля, внешний оконечник получает энергию от импульсного преобразователя, в котором постоянное напряжение аккумулятора преобразуется в высокочастотное переменное. После повышающего трансформатора оно снова выпрямляется и, как правило, стабилизируется. Таким образом, на выходе преобразователя возникает гораздо более высокое напряжение, а значит, усилитель может отдать в нагрузку большую мощность. Отсутствие ограничений по объему и размерам корпуса позволяет использовать более сложные схемы, а также качественные и надежные, но не всегда самые компактные радиокомпоненты. Кроме того, произвольная форма внешнего усилителя (магнитолы и CD-ресиверы должны входить в стандартное DIN’овское окно на приборной панели автомобиля – прим. ред.) позволяет использовать его корпус в качестве теплоотвода и тем самым избежать температурных перегрузок. А это, согласитесь, немаловажное обстоятельство при работе в экстремальных, т.е. автомобильных условиях.
Большинство фирм-производителей использует в оконечных каскадах усилителей полевые транзисторы MOSFET (Metal Oxide Semiconductor Field Effect Transistor). Они имеют более стабильные параметры при больших токах в широком диапазоне частот, а по звучанию напоминают электровакуумные лампы. К тому же уровень гармонических искажений у полевых транзисторов гораздо ниже, чем у биполярных.
Почти все магнитолы, даже с заявленной мощностью «4 х 35 Вт» (что обычно равняется 14 — 17 синусоидальным ваттам) уже при 60 — 70% громкости начинают «хрипеть», т.е. ограничивать выходной сигнал. Средний по классу встроенный оконечник обеспечивает выходную мощность 10 — 14 Вт на канал с коэффициентом нелинейных искажений около 1%, в то время как у аппаратов, о которых мы расскажем ниже, этот параметр остается на уровне 0,01 — 0,1%. То есть на один – два порядка ниже!
Большая мощность автомобильных усилителей — не желание выжать из покупателя больше денег и не прихоть разработчика, а насущная необходимость. В автомобилях мы просто вынуждены повышать громкость системы, иначе многие детали можно вообще не услышать из-за рева мотора, аэродинамического и дорожного шумов. А ведь качественное воспроизведение различной по жанру музыки подразумевает, и не в последнюю очередь, полноту динамического диапазона. Это значит, что мы должны отчетливо слышать и самые тихие pianissimo, и самые эмоциональные forte, и что самое главное — чувствовать разницу в их звучании. Именно поэтому любая автомобильная система, в отличие от домашней, начинает «играть» с 50 дБ (измерения показывают, что звуки с меньшим уровнем практически полностью заглушаются шумами), и если громкость недостаточна, часть инструментов просто потеряется.