Делаем студию (хоум или про, все аспекты)

Калиостро

Ушёл
Пользователь
18 Янв 2006
486
0
16
Итак здесь всё о том как сварганить свою звукозаписывающую системку или же студию. Все аспекты: аппаратура, звукоизоляция, организационные моменты, места покупки оборудования и материалов и т.п.
Решил заморочиться потому что сами сейчас думаем заваривать замут с хоум-записью. Короче здесь отписываем.
Для начала думаю стоит начать с выбора сборки аппаратуры которая нам нужна. Тут всё зависит от целей записи и ожидаемого качества.
 

Калиостро

Ушёл
Пользователь
18 Янв 2006
486
0
16
Можно начать с довольно понятной, простым языком написанной, ориентирующей статьи Alien'а. Картинок и схем к сожалению не будет, проблематично их сюда вгонять. Кого заинтересует можно посмотреть эту статью со схемами онлайн на сайте РуРэпа.



СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ В СОБСТВЕННОЙ КОМНАТЕ
(статья о том, как качественно в домашних условиях записывать песни)

1. Введение
На сегодняшний день людей, занимающихся музыкой, пишущих песни и записывающих их очень много. Существует также множество профессиональных звукозаписывающих студий, которые не за малые деньги сделают все, что нужно автору-исполнителю. Ведь, что бы всё сделать качественно (запись, сведение, аранжировка, мастеринг) нужны как опытные в этом деле люди, так и профессиональное оборудование. Но возьмём сферу рэпа и хип-хопа. Тут всё иначе. По идеи, с одной стороны всё просто: микро да компьютер, а с другой стороны возникает проблема качества. Хотя это самое «качество» тут определяется в ином смысле. Об этом и пойдёт речь в нашей статье…

2. Определяем уровень и цели
Для этого задайте себе вопрос: каков нужен итог? Записывать песни для себя и друзей (форумы и прочие), в том числе и малокачественное демо. Записывать песни для сборников, большой массы людей и как качественное демо. Записывать альбомы, записывать других исполнителей, полноценно работать со звуком. Соответственно для последней цели затраты будут больше нежели для первой. Если нет изначально стартового капитала, то можно начать с минимума. Ведь всегда можно что-то докупить, продать и обновить. Определившись с целью, относительно исходных средств на сбор студии, идём дальше…

3. Основные характеристики студии
Это, конечно же, компьютер, микрофон, звуковая карта, миди-клавиатура (если требуется), микшер, микрофонный предусилитель, акустика, наушники. Рассмотрим всё по порядку…

4. Компьютер
Студия наша будет основана на базе персонального компьютера. Это даёт некоторые преимущества: экономия на оборудовании. К примеру, незачем покупать различные эффект-процессоры (Реверб, Дилей, Эхо, Хорус и т.п.), когда их можно реализовать на том же ПК при этом качество ярко не отличается от «железного». То есть отличия есть, но в нашем случаи они не существенны и не важны. При определении конфигурации компьютера стоит обратить внимание на две важные детали: тактовая частота процессора и оперативная память. На этом лучше не экономить. Рекомендую процессоры от AMDс частотой от 2GHz. Размер оперативной памяти должен составлять не менее гигабайта (в крайнем случае, 512Mb, 256 – уже недостаточно, хотя работать всё же можно, но сложно :wink:. Также нужно позаботиться об объёмном носители данных (HDD). Или хотя бы о приводе CD-RW (желательно DVD-RW) для записи проектов на отдельные носители. Параметры видео не важны.

4.1 Положение системного блока
Обычно системный блок издаёт шумы из-за кулеров, особенно когда обороты этих кулеров велики (от 4000 и более). При этом системник лучше плотно закрыть (иногда боковую панель блока оставляют открытой) и поставить на пол в дальний угол (на максимальное расстояние от микрофона).

5. Звуковая карта
Звуковая карта является связующим звеном для записи и обработки сигналов. Она определяет параметры записи, и возможности управления звуком в реальном времени. Тут есть два варианта выбора: SoundBlasterLive 5.1 (минимум) и M-AudioAudiophile 2496 (оптимальный вариант). «Саунд Бластер» стоит намного дешевле нежели «АудиоФил». Но с последней можно производить более качественную запись и обработку звука. Audiophile 2496 позволяет производить запись формата 24bit/96Khz, в то время как SBLive 5.1 работает только с 16-ю битами. Если вы имеете дорогой конденсаторный микрофон и такое «железо» как компрессор и предусилитель, то тут есть смысл использовать 24-х битный формат. Также при работе с таким софтом как Cubaseили Nuendoжелательно полноценной поддержка драйвера ASIO, в то время как SBLiveможет предоставить эмуляцию работы ASIOпри помощи kx-drivera. По мимо всего прочего при работе с требовательным софтом, таким как Cubaseили то же Nuendoвозможны проблемы с записью из-за процессора звуковой карты при работе с SBLive 5.1. Но тут я хочу сказать следующее: софт играет самую последнюю роль в процессе создания как музыки так и записи вокала. Если средства не позволяют взять тот же Audiophile2496, то ничего страшного тут нет. Можно работать и с SBlive 5.1 или взять хотя бы CreativeAudigy, хотя особой разницы тут не будет, так как карты Creativeнаправлены на получение качественно выходного сигнала, а не на входного. Также хочу назвать ещё несколько достойных звуковых карт, являющихся конкурентами Audiophila. Это Echo MiaMIDI и ESI Juli@. Стоят они чуть дороже Audiophila.

5.1 Драйвера для SBLive5.1
Тут я рекомендую поставить kx-драйвера. KX был рожден из объективной потребности расширить возможности использования музыкантами kX-совместимых звуковых плат под новыми операционными системами, не поддерживающими старую модель драйверов VxD. Скачать его можно здесь: http://download.kxproject.lugosoft.com/downloads/kxdrv3537-full.exe + хелп на русском: http://download.kxproject.lugosoft.com/downloads/kxhelp_ru.chm + FAQ: http://kxproject.lugosoft.com/faq.php?language=ru#Q23 .

6. Микрофон
Тут также как и со звуковой картой есть два варианта: Дешёвый (минимум) и Дорогой (оптимальный). Дешёвый микро будет динамическим. Это не страшно. Конечно, студийной записи с динамическим микрофоном не будет, но всё же можно добиться относительно качественно записи. При использовании такого микрофона не нужны ни звукоизоляция, ни звукопоглощения. Достаточно установить микро со стойкой посреди комнаты (как у меня когда-то было) и спокойно писаться. Рекомендую микрофон BehringerXM8500. Сам с таким работал долгое время. Стоит чуть меньше 1000 рублей. Если использовать его ещё с ламповым предусилителем, таким как ArtTUBEможно записывать вокал для качественных демо-композиций, и даже полноценные трэки, которые будут брать на сборники от Неотстоя :wink:. Если хочется качество близкое к студийному, то тут минимальным будет модель BehringerB1. Оптимальным вариантом является модель NADYSCM-1000 (стоит чуть меньше 5000 рублей). Тут можно уже добиться студийного качества при правильном использовании. Если позволяют средства, то можно приобрести микрофон от NADYлинейки TCM. Это очень качественный ламповый микрофон. Цена его составляет чуть больше 10000 рублей. Я сам использую для записи своих песен на сегодняшний день микрофон NADYSCM-1000.
Следует знать, что для конденсаторных микрофонов нужно отдельное питание и предусиление. Напрямую в звуковую карту SBliveне получиться подключить такой микрофон. Динамические микрофоны же работаю напрямую. Им достаточно того предусилителя, который встроен в SBlive5.1 (micin).

6.1 Поп-фильтр (ветрозащита)
Служит она для коррекции волны сигнала поступаемого в микрофон. Избавляет от косяков типа «ПЭ», «БЭ» и слегка сглаживает противное «ЭС». Тут есть два варианта: купить или сделать самому. Преимущества покупки: удобное крепление, регулирование. Стоит около 1000 рублей. Но если денег лишних нет, то можно сделать так: в кольца для шитья (два кольца, одно вставляется в другое) вставить в несколько слоёв кусок женских колготок. Такой фильтр можно либо держать в руках при записи либо умудриться и прикрутить его к стойке с микро. В любом случае ветрозащита необходима.

6.2 Микрофонный предусилитель
Тут есть также два варианта: приобрести преамп встроенный в микшер, либо отдельно. Вообще, микшер нам может и не пригодиться, если денег на сбор студии уж совсем мало. Да и служит он в основном для удобства, то есть особого качества он не даёт. И к тому же, преампы встроенные как в микшер, так и во внешние звуковые карты обычно плохого качества. Здесь я рекомендую предусилитель от Art. Конечно, то, что производители заявляют, что они ламповые это не означает, что за его цену (от 1500 и выше, в зависимости от модели) мы получим настоящее ламповое звучание. Но всё же звук утепляется, эффект «лампы» присутствует. Также в преампы встроены блоки питания необходимые для конденсаторных микрофонов (+48V). Преамп также позволяет настраивать силу как входного, так и выходного сигнала, позволяя тем самым оптимально настроить запись.

6.3 Стойка для микрофона и крепление
Если микрофон ручного типа, то тут крепление самое просто. Стоит недорого (100-200 рублей) и обычно идёт в комплекте с микро. Если микрофон конденсаторный, то тут либо обычное крепление, либо необычное типа «паук», которое стоит в районе 1000 рублей. Стойка же нужна, я считаю, в любом случае. Стоит она примерно 1000 рублей.

7. Акустика (колонки)
Тут, как уже повелось, есть два варианта: обычные колонки + мониторные наушники, либо мониторы. Мониторы – это не те экраны, в которые ты сейчас смотришь. Это специальная акустика для воспроизведения звука с максимальной точностью и профессиональной работы с ним. Тут сразу вопрос: надо ли оно? Мониторы – вещь дорогая. Если есть хороший опыт в сведении и деньги, то приобрести можно. Если опыта нету, да и денег тоже, то рекомендую Microlabсерии SOLOили Pro. Сам я использую SOLO – 2 MK - 2. Обычные китайские колонки типа Geniusнужно выбросить и обзавестись как минимум тем, что у меня. Также можно приобрести недорогие мониторные наушники AKGмодели K55 и K66. K55 для записи, а K66 для выравнивания частот при сведении. K55 – наушники закрытого типа, очень хорошо издающие низкие частоты. Их лучше использовать для сведения. А 66-ю модель (она является моделью открытого типа) для мониторинга высоких и средних частот. Стоят такие наушники около 1000 рублей.

8. Наушники для записи
Как уже говорил выше, рекомендую AKGK55. Скажу ещё, что наушники следует брать закрытого типа, что бы аранжировка из наушников не попадала в микро.

9. Микшер
Сразу же спросите себя: нужен ли он? Есть возможность сэкономить, конечно, и взять недорогой микшер со встроенным усилением (преампом) и фантомным питанием для конденсаторного микро. Но качество будет отличаться. Рекомендую взять отдельно ламповый предусилитель, а микшер уже пожеланию. В микшер можно подключить одновременно акустику и наушники, и при записи переключать их. На каждом канале микшер имеет параметрический эквалайзер, что полезно бывает, когда микрофон имеет небольшой частотный дефект, который этим эквалайзером можно исправить.
10. Схема подключения и настройка
Всё предельно просто: если есть и микшер и преамп, то микрофон в преамп (вход In). Преамп в микшер (Out-In). Микшер уже в звуковую карту (LineIn). Хочу обратить внимание на то, что при наличии внешнего предусилителя (либо встроенного в микшер) подключать к звуковой карте нужно только в linein. Если же микро динамический и нет никаких преампов, тогда вход MicIn. Настройка громкости входного и выходного сигнала позволяет получить оптимальное решения для максимального избавления от шумов. Также следует учесть переключатели уровня сигнала на преампе (+20db) и на микрофоне (-10db – опционально). Уровень входного сигнала – это по сути, чувствительно микрофона. Чем она выше, тем больше микро будет записывать окружающих звуков (расстояния восприятия сигнала увеличивается). Имеет смысл не завышать этот уровень, а ограничить его тем, что при записи человек будет стоять практически вплотную к поп-фильтру (ветрозащите), а фильтр в свою очередь расположен близко к микро. Также если имеется переключатель 0, - 10dbна микро, то его следует поставить на -10. Тем самым можно сильно уменьшить поток входящих в микрофон шумов, если же конечно нет 100 процентной звукоизоляции, а это всё же малореально в обычной комнате при минимуме затрат. При этом следует на предусилители увеличивать силу выходного сигнала. Также рекомендуется включить переключатель +20dbGainна преампе. Всё это позволяет добиться оптимального решения для записи с минимальным шумовым эффектом.

11. Вокальный бокс
Допустим, имеем мы микро конденсаторный, преамп и всё прочее для него. У нас комната, в которой как минимум две стены голые. Есть вариант обвесить все стены коврами. Но я пробовал, мне не понравился результат в отличии от подобия вокального бокса, который я собрал позже. Собрать его можно двумя способами: взяв за основу старый большой шкаф (шифоньер) либо самостоятельно или на заказ сделать металлическую конструкцию. Если использовать шкаф, то нужно все внутренние полки и прочее убрать. После чего обить внутри все стены специальным материалом, к примеру, войлоком или поролоном. То есть не гладким материалом, который не будет отражать звук, а наоборот, будет поглощать его. Можно использовать ковры или одеяла, а также матрасы. После обивки внутрь поставить стойку с микро и ветрозащитой, желательно провести свет, так как будет темно там. Сзади, где когда то были двери (если в случае переделывания шкафа), можно повесить толстую тёмную штору. Так можно собрать некое подобие вокального бокса.

12. Вывод
Напомню, что цель данной статьи – рассказать методы минимального и оптимального сбора оборудования для создания студии звукозаписи в домашних условиях. Итак, что мы имеем:
  • Минимальный вариант – персональный компьютер с ОЗУ 512Mb, звуковая карта SBLIVE5.1 (либо Audigy1/2), микрофон BehringerXM8500 (либо более старшие модели), поп-фильтр самодельный либо покупной, стойка микрофонная, акустика MicrolabSOLO-2MK-2, наушники AKGK55. Дополнительно: преамп ArtTUBE, микшер.
  • Оптимальный вариант – персональный компьютер с ОЗУ 1Gb (и более), звуковая карта M-AudioAudiophile, микрофон NadySCM-1000 (либо NadyTCM-1050), поп-фильтр, стойка микрофонная, акустика MicrolabPRO-3, наушники AKGK55, K66, преамп ArtTUBE, микшер, подобие вокального бокса.

Вот и всё..)

Автор статьи: AlieN, специально для www.RuRap.Ru
Для вопросов, пожеланий и предложений: icq 224416969, [email protected]
 

Калиостро

Ушёл
Пользователь
18 Янв 2006
486
0
16
Сами пока думаем насчёт сборки. Тут сложная тема, везде вопрос в соотношении цены и качества, а лавэ всегда конечно же ограничено.
Самое главное вообщем-то на чём не стоит экономить это майк, но мегазареальный если нет для него подходящих условий покупать не имеет смысла. Мы вроде бы остановились на Nady TCM 1050. Хотя о нём много разных мнений есть, но в общем по отзывам в своей ценовой категории он довольно приличный. Ну и желательно нужен предусилитель к нему, от исходного материала зависит многое.
По звуковухам нужно плотно смотреть, выбирать самому, как мне, да и многим кажется оптимально ESI Juli@ 1212m, ну там есть её разные вариации, более новые модели. Просто на каком-то форуме мне сказали что 1212m в России нету. Важная деталь это мониторы, тут основной запар в наличии средств. Исчерпывают по моему мнению Event 20/20, но опять же мы отталкиваемся от довольно небольших затрат.
Микшер и все остальные шуры-муры это уже надо смотреть. Вообщем-то как микшер можно взять темку Long. Как я понял в ней есть нечто и вроде предусилителя к майку и всё такое. Но я могу ошибаться, тоже не очень шарю.
 

Калиостро

Ушёл
Пользователь
18 Янв 2006
486
0
16
Насчёт звукоэзоляции и расположения оборудования существует много различных статей и подходов. Ну начнём с микрофонной. В большинстве случаев помещение приходится подгонять под нужные размеры, для этого мастерят вокальные боксы и т.п.

Вокальный (микрофонный) бокс.
1. Геометрические размеры должны соответствовать золотому сечению. Классическое соотношение сторон таково: А=100%, В=62%, С=38% (что вы возьмете за. А длину, ширину или высоту не имеет значение, главное чтобы соотношения сторон были таковыми как описано выше.) Мы взяли за 100% высоту тогда остальные размеры получаются таковыми 950 и 1550 подгоним под нули и примерно получится размеры как на чертеже.
2. Отсутствие параллельных поверхностей, бокс делаем виде 2-х трапеций с одним общим основанием.
3. Делаем каркас бокса из брусьев.
4. На пол кладём лист ДСП.
5. Стены делам по такому принципу, с наружи внутрь: ГВЛ - Шуманет БМ - ППГЗ
6. Потолок такой же принцип как и у стен только вместо ГВЛ ставим ГКЛ.
7. Теперь пол можно застелить ковралином и повесить внутрь светильник - прищепка.
8. Еще можно под бокс постелить Виброизолирующая прокладка ВИБРОСИЛ / ВИБРОСТЕК.
9. На пол стелим ковролин, что бы ножкам хорошо было.

Дверь – должна быть сделана сбоку коробки. Если впадлу делать дверь можно просто повесить одеяло.
Вентиляция – она должна быть! Но как её сделать в такой будки я не знаю! Но предполагаю, что берётся тихий вентилятор и к будки воздух подводится через шумопоглощающий воздуховод типа «Sonodec». А без вентиляции в будке можно будет находится не больше 20 минут или смерть водолаза J.
 

Калиостро

Ушёл
Пользователь
18 Янв 2006
486
0
16
Кстати по изоляции видел полезный сайт, имеются нужные материалы: http://acoustic.ru/
Ну по оборудованию то много всяких разных мест, но вот вроде добротный интернет магазин: proaudio.ru
 

dsad

Маркиз
Динозавры
Пользователь
31 Июл 2006
838
115
43
56
Кавказский б-р
Несколько личных советов :
- Частота процессора не менее 2.9 ГГц , чтобы не было задержки обработки ;
- Звуковая карта М-Аудио (минимум и оптимально ) ;
- Микрофон BehringerXM8500 самый дерьмовый микрофон из тех что держал в руках , могу продать такой за "меньше 1000 руб " .
Пользую SHURE SM58 , чего и вам советую ;
- Преампы АРТ очень неплохи , советую . Сам пользую и не понимаю , как обходился когда-то без преампа ;
- Наушники - Сенгайзер HD280 глушат 30% внешнего звука ;
- Микшер . Ну куда без него ... Да никуда . Правда у меня Eurorack MX 1604A всего 12 каналов . Но служит верой - правдой .
PS А по сути - всё это фигня , главное - желание ...
 

Калиостро

Ушёл
Пользователь
18 Янв 2006
486
0
16
to dsad
Рэпчик пишешь или что-то другое? Без микрофонной или вокального бокса?
А, и насчёт предусилка ... Думаешь даже на Nady стоит ставить?
 
Последнее редактирование модератором:

dsad

Маркиз
Динозавры
Пользователь
31 Июл 2006
838
115
43
56
Кавказский б-р
to dsad
1. Рэпчик пишешь или что-то другое? 2 . Без микрофонной или вокального бокса?
А, и насчёт предусилка ... 3 . Думаешь даже на Nady стоит ставить?
1 . Далеко не репчик ...
2 . Увы , да .
3 . Nady - микрофон или микшер ?
И риторический вопрос - Спич , что делает преамп ?
Или мы говорим о разных устройствах , или на разных языках ...
 

Калиостро

Ушёл
Пользователь
18 Янв 2006
486
0
16
1 . Далеко не репчик ...
2 . Увы , да .
3 . Nady - микрофон или микшер ?
И риторический вопрос - Спич , что делает преамп ?
Или мы говорим о разных устройствах , или на разных языках ...
Ну вообще для записи вокала, просто речи или читки требуются разные модели микрофонов. Именно для рэпа, т.е. для читки может быть и подходит Берингер, тот о котором говорится в статье. Ну мы решили всё-таки Nady взять.
На риторический вопрос риторический ответ: делает звук живее, теплее, мягче :wink:

Просто если ламповый майк брать, то мне некоторые люди говорят что мол если он здравый, то и так будет вполне нормально. Ну я думаю TCM линейка от Nady это же неплохо вполне.
 

dsad

Маркиз
Динозавры
Пользователь
31 Июл 2006
838
115
43
56
Кавказский б-р
Преамп делает :
- звук теплее , если он ламповый . ( как в анекдотах про гитаристов) ;
- нормализует сигнал ( бывают с лимитером или с компрессором ) ;
- на выходе выдаёт СИММЕТРИЧНЫЙ сигнал ;
- предоставляет услугу директ-бокса ;
- может реверсировать фазу сигнала .

PS А BehringerXM8500 не желаете ?
 

Калиостро

Ушёл
Пользователь
18 Янв 2006
486
0
16
Преамп делает :
- звук теплее , если он ламповый . ( как в анекдотах про гитаристов) ;
- нормализует сигнал ( бывают с лимитером или с компрессором ) ;
- на выходе выдаёт СИММЕТРИЧНЫЙ сигнал ;
- предоставляет услугу директ-бокса ;
- может реверсировать фазу сигнала .

PS А BehringerXM8500 не желаете ?
Ну да, там и нужен ламповый.

Насчёт майка один тип вообще сказал что тот Нэди который мы хотим взять самый левый из этой линейки. Посоветовал Октаву, а именно MKL 4000. Ну он правда не 11 косарей уже а 18 000. Но я вот мнения поспрашивал, сказали вроде здравый вполне. Многие даже кто юзал через него что только не писали: и вокал серьёзный, и читку и инструменты даже. Сказали что добротный. Но вот лавэ поджимает ... Денег бы больше ...
 

dsad

Маркиз
Динозавры
Пользователь
31 Июл 2006
838
115
43
56
Кавказский б-р
Кстати , как и куда вы собираетесь коннектить 7-пиновый XLR разъём Nady ? :wink:

Это вы уже придумали ?
PS Спич , похоже и в суть преампа ты не врубился ...
 
Последнее редактирование модератором:

Калиостро

Ушёл
Пользователь
18 Янв 2006
486
0
16
Ну правильно, я не про.
Я просто это всё смотрел в пределах наших целей.
А пихать как я понял в микшерный пульт.
Ещё что-то про эту бадягу говорили: http://long.ru/stch/stch.html
 
Последнее редактирование модератором:

Калиостро

Ушёл
Пользователь
18 Янв 2006
486
0
16
Щет, слушай, dsad, объясни по порядку плз всё. Как раз мы будем знать точно что нам делать.
 

dsad

Маркиз
Динозавры
Пользователь
31 Июл 2006
838
115
43
56
Кавказский б-р
Ну правильно, я не про.
Я просто это всё смотрел в пределах наших целей.
А пихать как я понял в микшерный пульт.
Ещё что-то про эту бадягу говорили: http://long.ru/stch/stch.html
В микшерах есть только 3-х пиновые XLR и джеки разъёмы .
И ищите не в пределах целей , а в пределах возможностей .
 

dsad

Маркиз
Динозавры
Пользователь
31 Июл 2006
838
115
43
56
Кавказский б-р
Щет, слушай, dsad, объясни по порядку плз всё. Как раз мы будем знать точно что нам делать.
Всё не объяснит никто !!!!!!!
А если кто пообещает объяснить всё , гони его - это гонщик .