Иннокентий Смоктуновский (настоящая фамилия - Смоктунович).
Правнук польского еврея, сосланного в Сибирь за участие в польском восстании 1863 года. Поначалу Иннокентий Михайлович указывал в анкетах в графе национальность: "поляк". Затем, при Брежневе, он превратился в белоруса.
Родился же в селе Татьяновка Томской области. Учился в студии при Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина (1945-1946). В 1946-1954 - актер театров Норильска, Махачкалы, Сталинграда, с 1954 - театра им. Ленинского комсомола в Москве, с 1955 - Театра-студии киноактера и киностудии Мосфильм, в 1957-1960 - Ленинградского АБДТ им. М. Горького, в 1972-1976 - академического Малого театра, с 1976 - актер МХАТ им. М. Горького (ныне - МХАТ им. А. П. Чехова). На Ленинградской студии телевидения поставил телеспектакль "Зима тревоги нашей". Читал авторские тексты к игровыми документальным фильмам, работал на радио и телевидении.
Лауреат Ленинской премии (1965, за участие в фильме "Гамлет").
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1971, за роль Порфирия Петровича в фильме "Преступление и наказание").
Народный артист СССР (1974).
Премия "НИКА" в номинации "Актер" за 1990 год ("Дамский портной").
Премия "НИКА" в номинации "Приз за вклад в киноискусство" за 1993 год.
Евгений Леонов
Евгений Павлович Леонов родился в Москве, жил с семьей в коммунальной квартире на Васильевской. В 1941 поступил в Авиационный техникум им. С.Орджоникидзе, но, не окончив его, в 1943 сдал экзамены в Московскую театральную студию и поступил на курс педагогов А.А.Гончарова и Е.М.Шереметьевой. Через четыре года был зачислен в труппу театра им. К.Станиславского, где проработал почти двадцать лет.
Одна из наиболее запоминающихся работ Е.Леонова в этом театре – роль Лариосика в спектакле Дни Турбиных по одноименной пьесе М.Булгакова (1954). Лариосик Е.Леонова – существо душевное, чистое, непосредственное в проявлении чувств. Просто нельзя не любить и не жалеть его. «Леонов – второй Яншин», – писали театральные критики Москвы. Но Евгений Леонов, унаследовав эту роль от Михаила Яншина, словно эстафету, не повторял ее, а развивал.
Первая заметная роль Леонова в кинематографе – роль буфетчика Шулейкина в фильме Полосатый рейс (1961). Герой Леонова втянут в водоворот событий по легкомыслию. Шулейкин стыдится своего вранья, сам от него страдает, и поэтому вдвойне комичен. Леонов, буфф и эксцентрик, сумел в этой роли соединить гротеск с жизненной правдой. Когда Евгения Леонова спрашивали, почему он стал комиком, он смеялся: «Потому что у меня лицо круглое». Но Леонов был не только комедийным актером. Его драматический талант проявился и на подмостках сцены, и через объектив кинокамеры.
В 1963 в театре выходит премьера Трехгрошевой оперы по Б.Брехту. Леонов исполняет Пичема, строя роль на контрастах. Пичем в исполнении Леонова – жестокий, коварный и… жалкий, несчастный старик. Он погружен в «работу» растления людей, обмана. Пичем-Леонов, безжалостный к жертвам, сам оказывается жертвой.
С 1969 Леонов работал в театре им. В.Маяковского, где среди прочего в 1972 исполнял роль Санчо Пансы в спектакле Человек из Ламанчи. Для режиссера А.Гончарова в этом спектакле была важна открытая театральная условность, подчеркнутое ощущение игры. Леонов играл легко, весело, на одном дыхании. Его герой – умный, самостоятельный, осторожный, философски настроенный толстяк. Забавный и нелепый, земной и мечтательный.
Через несколько лет, уже в театре «Ленком» Леонов играет Николая Алексеевича Иванова в спектакле Иванов (реж. М.Захаров и С.Штейн). Он внутренне берет своего героя под защиту. Его Иванов без вины виноват. Готовясь к роли, сам Евгений Леонов рассуждал: «Безвременье рождает „порядочного обывателя“. Если ты вышел из игры – ты обыватель. Ум не оставил тебя, способность критически видеть и мыслить сохранилась. Взгляды не переменились, но время вышибло тебя из действия, невыносимо трудно стало сохранить себя. Чем собственно ты лучше этой пошлой публики в гостиной Лебедевых? Тем, что ты видишь их низость, и только-то? А что ты им противопоставишь? Слова, слова, одни слова!..»
В "Джентльменах удачи" Леонов исполнил сразу две роли – директора детского сада и «вора в законе». Перевоплощаясь в бандита Трошкин-Е.Леонов сохраняет едва уловимый оттенок иронии к «Доценту». Когда сложности метаморфозы преодолены и выучен тюремный жаргон, Трошкин-Леонов, не разоблачая себя, становится для остальных членов банды не беспощадным главарем, а образом воспитанности и гуманности. Как трогателен он в своей наивной деловитости, стремлении растопить замерзшие сердца своих «подчиненных»: организовать поход в театр, приготовить скромные подарки на Новый Год.
В фильме "Афоня" Леонов сыграл штукатурщика Колю, друга главного героя. Без него невозможно было бы понять историю перерождения и саму возможность перерождения Афони, так как в нем наивный, но чистый душой Коля-Леонов обнаруживает доброе, светлое начало.
Старший сын – пьеса А.Вампилова, по которой снят фильм с участием Евгения Леонова. Возможно, именно роль Сарафанова вобрала все самые яркие черты Леонова-актера, именно в ней со всей полнотой проявился его самобытный драматический талант: мастерство психологического анализа, ироничные и забавные нотки простодушия, непревзойденный, тонкий артистизм, душевная незащищенность. Сарафанов Леонова – чудак, ранимый и великодушный. Его сбивчивая речь афористична: так выдает себя органическая неспособность человека к красноречию. Он говорит только самое важное, чего нельзя не сказать. Это и оказывается незамысловатой житейской, а чаще жизненной мудростью.
Обаятельную внешность и улыбку Евгения Леонова запечатлел кинематограф. Но он остался в памяти зрителей не только как комедийный и драматический актер. Его голос, пожалуй, как никакой другой, ценен в искусстве советской мультипликации. Ведь голосом Леонова спорил с Пятачком, пел свои беззаботные песенки Винни-Пух, самый очаровательный в мире медвежонок, любимец детской (самой благодарной!) публики.
29 января 1994 собираясь на спектакль "Поминальная молитва", Евгений Павлович Леонов почувствовал себя плохо и скоропостижно скончался. 1 февраля он был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Народный артист СССР (1978).
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии актерам" - 1966 год.
Премия "Кинотавр" - 1994 год.
Вячеслав Невинный
Родился 30 ноября 1934 года в Туле. В 1959 году он окончил школу-студию имени В.И.Немировича-Данченко при МХАТ имени М.Горького и в том же году стал актером этого театра. До сих пор он работает во МХАТ, который с 1989 года носит название МХАТ имени А.П.Чехова. С успехом актер играл на этой сцене, а также в антрепризных постановках, в частности в спектакле "Игроки XXI".
В кино Вячеслав Невинный дебютировал в в 1960 году, в психологической драме Владимира Герасимова "Испытательный срок" (роль Зайцева). В числе его наибольших творческих удач - Серебровский ("Это случилось в милиции" Виллена Азарова), Маркушев ("Председатель" Алексея Салтыкова), Фарлаф ("Руслан и Людмила" Александра Птушко), Карпухин ("Гараж" Эльдара Рязанова), Юсси Ватанен ("За спичками" Леонида Гайдая). Зрительским успехом пользовалась комедийная картина Евгения Герасимова "Не ходите девки, замуж!", в которой Невинный исполннил одну из главных ролей. Не остались незамеченными его работы также в фильмах Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" и "Небеса обетованные", комедии Леонида Гайдая "Не может быть!", а также в детской фантастической ленте "Гостья из будущего" и в экранизации "Мертвых душ" Михаила Швейцера. Среди последних работ Вячеслава Невинного - римейк знаменитой итальянской картины "Полицейские и воры".
Озвучивал многие мультфильмы, напр.: "Ежик в тумане", "Возвращение блудного попугая", "Приключения колобков".
Про других любимых актеров - Олега Табакова, Анатолия Папанова и Алису Фрейндлих информацию выложу в следущий раз)