Джанго освобожденный / Django Unchained
Рецензия:
США. Незадолго до Гражданской войны. Немецкий дантист Кинг Шульц (
Кристоф Вальц) путешествует по югу страны, подрабатывая охотником за головами. Ради поимки братьев Бриттл он освобождает раба Джанго (
Джэми Фокс), после чего объясняет своему новому знакомому нехитрые секреты опасного ремесла. Джанго уговаривает компаньона отправиться на плантацию к Кэлвину Кэнди (
Леонардо ДиКаприо), где прислуживает его жена Брумгильда (
Керри Вашингтон). Шульц соглашается. Придумав хитроумную легенду для прикрытия, друзья едут в родовое гнездо к жестокому и беспринципному плантатору, чтобы спасти возлюбленную вчерашнего раба, а теперь — свободного чернокожего ковбоя.
Элегантно разобравшись с фашистской Германией
три года назад,
Тарантино решил обратиться к нежно любимому жанру вестерна, взяв за основу нестареющую классику — «
Джанго» Серджо Корбуччи. Обычная для
Квентина ситуация: пропустив через себя бесконечное множество шедевров, халтуры и просто проходных лент на заданную тему, в итоге выдать что-то своё, подводящее некую черту под осмысленным доселе. Приём, прямо скажем, не нов, и где-то между вторым томом «
Убить Билла» и «
Доказательством смерти» успел даже наскучить, но, в конечном счете, всё всегда и везде упирается в реализацию задуманного на экране, а с этим компонентом у «Джанго освобожденного» всё сложилось едва ли не наилучшим образом.
На первый взгляд может показаться, что поднимаемые в фильме темы — рабство, тревожное ощущение надвигающейся Гражданской войны, природа насилия и неравенства, — о которых принято говорить всерьёз,
Тарантино купирует посредством залихватских, и порой очень смешных диалогов, тем самым, сводя весь благотворный пафос до уровня каламбура и анекдота. Что, при всей ловкости приёма, отдаёт режиссёрским инфантилизмом и нежеланием видеть дальше своего носа. Претензия единственная, но серьёзная. На деле же всё обстоит несколько иначе. Режиссёр не прячет голову в песок и не убегает от ответов на заданные вопросы. Он признаётся в любви! Жанру вестерна, режиссёру Корбуччи, актёру
Франко Неро, огнестрельному оружию той эпохи, французской культуре, немецкой литературе и, конечно же, кинематографу как таковому. По давно устоявшейся традиции в котёл безудержной авторской фантазии брошены диаметрально противоположные элементы, складывающиеся в итоге в замысловатую, но по-своему гармоничную мозаику. Режиссёр
Тарантино не инфантилен, он прежде всего режиссёр, а не мыслитель, социолог или психотерапевт.
Как и «
Ублюдки», его «Джанго» — это многостраничная киноэнциклопедия различных цитат, аллюзий и смыслов. Но начинкой этого 165-минутного постмодернистского пирога является проникновенная и трогательная история любви, сопряжённая с опасностями, примером крепкой дружбы, завораживающим злодеем (прекрасный в своём неистовстве
ДиКаприо) и громкими перестрелками. Может ли подобное сочетание оставить кого-либо равнодушным? Только тех, у кого нет и никогда не было сердца.
(с) Станислав Никулин
1858 год, Техас. Доктор Кинг Шульц (
Кристоф Вальц) — дантист и, по совместительству, охотник за головами, — отбивает у работорговцев невольника Джанго (
Джэми Фокс) и фактически дарует ему свободу. Джанго представляет для Шульца профессиональный интерес: бывший раб знает в лицо троих преступников, за которых можно получить хороший куш. Доктор в долгу не останется: взяв Джанго в напарники, даст ему неплохо заработать и поможет освободить жену (
Керри Вашингтон), томящуюся в неволе у психически неуравновешенного плантатора Кэнди (
Леонардо ДиКаприо). Правда, с Кэнди по ходу дела возникнут трудности, так что путь к свободе придётся усеять трупами. Но Джанго, обнаружившему исключительные способности к меткой стрельбе, уже не привыкать.
«Джанго освобождённый» определённо войдёт в историю как самый симптоматичный фильм «позднего»
Тарантино. Здесь, вроде бы, всё на своих местах: залитые рыжеватой бутафорской кровью шаткие декорации, афористично и витиевато изъясняющиеся персонажи-харизматики, эклектичный саундтрек, нагромождение любовно подобранных цитат. Но, пожалуй, впервые инструментарий, используемый
Тарантино (в случае «Джанго» — для создания реплики спагетти-вестерна), так навязчиво и очевидно напоминает о себе. В итоге смотреть «Джанго» просто как кино (забыв о том, из чего оно состоит) практически невозможно. То тут, то там проглядывают грубые швы и прочие крепёжные детали, а единственным «честным» и незаменимым связующим элементом выступает
Кристоф Вальц. Кажется, даже остальные актёры стараются в его присутствии не ударить лицом в грязь:
Фокс выглядит так, что его немедленно хочется отлить в бронзе, а
ДиКаприо вряд ли так убедительно осатанел бы, будь рядом не австриец, а кто-то другой.
Однако даже актёрский гений
Вальца не отменяет абсолютной искусственности и бессмысленности «Джанго» — хотя бы как чистого развлечения, не отягощённого заявленной для отвода глаз темой американского рабства. Увы, ловкость, с которой
Тарантино деконструирует и реконструирует мёртвые жанры, давно уже наводит на мысли о бесполезном растрачивании таланта. Нынче за этой ловкостью стоит не безудержная фантазия невесть откуда взявшегося вундеркинда-синефила (то, что умиляло и восхищало 20 лет назад), а сизифов труд пузатого 49-летнего дяди, который заигрался в киноконструктор и, похоже, до сих пор не знает, что делать, если эту игрушку у него однажды отберут.
Побывав в статусе главного режиссёра 1990-х,
Тарантино, кажется, не заметил, как со временем превратился из мифотворца в рассказчика анекдотов. Наверное, об этом стоит пожалеть, но итог (хочется надеяться, промежуточный), закономерен: вряд ли возможно на протяжении двух десятилетий оставаться востребованным публикой волшебником, если в арсенале имеется, в сущности, всего одно «франкенштейновское» чудо. Впрочем, что уж тут говорить, если и сами мифы рано или поздно становятся анекдотами, а чудеса в наше время существуют лишь для того, чтобы быть разоблачёнными.
(с) Дмитрий Молчанов
От себя: Глумной фильм смотреть тем кто не боится лужи крови а фильме этого полным полно. А так даже не плохой фильм для вечернего просмотра