Новости культуры и искусства

LeDi

Постоянный пользователь
Пользователь
17 Май 2006
1.721
0
36
41
Москва
Железнодорожная выставка в Историческом музее

20.07.2007 17:50 | Музеи России
1 августа 2007 года в Государственном историческом музее откроется выставка "Железные дороги России. Великий путь", посвященная 170-летию железнодорожной отрасли страны. Выставочный проект организован ЗАО "Компания "ТрансТелеКом" при поддержке ОАО "Российские железные дороги". Посетителям впервые будет представлена уникальная экспозиция из коллекций крупнейших федеральных музеев, архивов и других хранилищ культурных ценностей, освещающая роль железных дорог в истории Российского государства. Гости выставки не только познакомятся со свидетельствами экономического и транспортного развития страны с 18 века и до наших дней, но и смогут почувствовать себя сопричастными великой истории великого народа. По замыслу авторов, экспозиция представит зрителям путь, проложенный миллионами мужественных людей, несколькими непохожими поколениями, тысячами самоотверженных героев. Путь, который неразрывно связан с историей становления железных дорог России. Художественное решение выставки воспроизводит особую атмосферу жизни вокзала с его сутолокой и многоголосием пассажиров, шумом прибывающих и отбывающих поездов. Здесь собрано все - и расписания движения первых поездов, и первые железнодорожные билеты, и исторические костюмы железнодорожников, и станционные колокола, часы, фонари. Каждый экспонат, каждый звук настраивают посетителя на тот самый момент, когда прощальную суету прерывает гудок машиниста, состав трогается и "пассажирам" предлагается увлекательное путешествие - путешествие по истории железных дорог России. Экскурсия начинается с момента появления в России первой железной дороги общего пользования между Петербургом и Царским Селом. На своем почти двухвековом пути по бескрайним просторам нашей страны "поезд времени" делает "остановки", где его "пассажиры" знакомятся с историческими свидетельствами становления основных железнодорожных магистралей - Царскосельской, Николаевской, Транссибирской, Туркестано-Сибирской и др. Завершается путешествие во времени обзором перспектив современного железнодорожного транспорта. Уникальными экспонатами выставки являются картографические материалы, среди которых - карты направления Санкт-Петербургской железной дороги, принадлежавшие Николаю I. Выставляемые впервые акварели и технические рисунки с изображением станционных построек, инженерных сооружений и подвижного состава из отчета Министерства путей сообщения за 1888 год дают представление о сложности решаемых в то время научно-технических задач. Модели поездов - от самых первых и до современных, представляют все историческое многообразие подвижного состава. Здесь и желто-синие вагоны-"экипажи" оригинальной модели первого российского железнодорожного состава: "кареты", "линейки", "дилижансы", и макеты новейших локомотивов и комфортабельных высокоскоростных поездов, которые в ближайшем будущем появятся на железных дорогах России. Дополняют "модельный ряд" фотографии вагона-церкви, построенного в 1896 году на Путиловском заводе в честь рождения великой княжны Ольги Николаевны и имевшего "прямым своим назначением облегчить выполнение религиозных обязанностей лицам, живущим на станциях Сибирской ж. д., расположенных вдали от селений". Большое внимание авторы выставки уделили важной роли железных дорог в военное время. В экспозицию включены исторические свидетельства героизма и самоотверженности российских железнодорожников в годы Русско-Турецкой, Русско-Японской и Первой мировой войны. Макет санитарного вагона, предметы быта и архивные документы воспроизводят военную атмосферу Великой Отечественной. История последней четверти прошлого века воспроизведена в разделе "БАМ". Здесь отражены важнейшие этапы строительства знаменитой магистрали: начало строительных работ, укладка "Золотого звена" главного хода железной дороги и открытие самого длинного в России Северо-Муйского тоннеля протяженностью 15 км 343 м, не имеющего аналогов по сложности проходки.
 

LeDi

Постоянный пользователь
Пользователь
17 Май 2006
1.721
0
36
41
Москва
На 75-летие Петру Фоменко подарят здание театра

20.07.2007 10:44 | Независимая газета
Информационные агентства сообщали, что на свой юбилей Петр Наумович Фоменко "спрятался" в Подмосковье. На отсутствие официальных торжеств косвенно указывало и то, что ближайшие ученики, актеры и режиссеры "Мастерской..." слали свои поздравления издалека.
Информационные агентства сообщали, что на свой юбилей Петр Наумович Фоменко "спрятался" в Подмосковье. На отсутствие официальных торжеств косвенно указывало и то, что ближайшие ученики, актеры и режиссеры "Мастерской..." слали свои поздравления издалека - в частности, Галина Тюнина отправилась в гости к Ивану Поповски, который хотя и русский режиссер, но по-прежнему гражданин Македонии.
Торжеств не будет, 25 июля Фоменко вернется в Москву, 26-го Петр Наумович выходит на работу.
Скрытность юбиляра привела к тому, что даже указ Путина о награждении орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени объявлен через несколько дней после даты, уже на этой неделе.
Главный подарок к 75-летию Петра Фоменко стоит сейчас на набережной Тараса Шевченко, рабочие наносят последние, хотя и важные штрихи на свежеотстроенное новое здание "Мастерской...".
Кто-то скажет - поздновато, но и талант Фоменко, талант не режиссера, а строителя театра, можно сказать еще - садовника (получается какая-то гремучая, масонская смесь: садовник, каменщик, - ну что же, основания есть, ведь и театр его называется - "мастерская"), так вот - этот самый талант раскрылся, когда Петру Наумовичу было сильно за 50, а театр свой он построил (как театр, еще не как здание) 15 лет назад, к предыдущему юбилею...
"Мастерская Петра Фоменко" еще и потому удалась, что родилась естественно, как студия, в кругу ровесников-единомышленников, из гитисовского курса, по-прежнему верного своему театру-дому, редкому по нынешним временам оправданию для всего, прошу прощения, русского репертуарного театра. Сегодня они исключение, как ни странно - все равно подтверждающее правило. А правило - в том, что театры рождаются естественным путем... Ну и - наблюдая уже больше 15лет за их жизнью - живут и расцветают. О дальнейшем пока - в связи с "Мастерской..." - думать, слава богу, не приходится. Тем более что о будущем пока что заботится сам Фоменко.
Новую сцену обещают открыть в январе 2008-го, а к тому времени, бог даст, поспеет премьера его "Бесприданницы". На роль Карандышева Фоменко назначил Евгения Цыганова, уже становящегося записным героем отечественного кино. Фоменко и тут готов стереть "хрестоматийный глянец". С актера или с героя Островского? Поживем - увидим. Такие простые истины (вроде: поживем-увидим, без труда не выловишь и рыбку из пруда и т.д., и т.п.) не кажутся банальными, когда речь идет не только о жизни "Мастерской...", но и о самом театре Петра Фоменко, который в расхожих истинах, в обессмысленных уже от многочисленного повторения пушкинских рифмах обнаруживает неистрепанную поэзию и смысл. Фоменко - мастер "исполнения", сценического воплощения прозрачных смыслов, простых, печальных и веселых истин, всегда "ограниченных" мягким и домашним, теплым юмором.
Искусство Фоменко - здоровое искусство, как ни смешно и странно это прозвучит. Здоровое по существу, всяческие надломы, изломы, перверсии и пр. - все это есть у него, но взгляд на это у Фоменко - да, здоровый.
 

LeDi

Постоянный пользователь
Пользователь
17 Май 2006
1.721
0
36
41
Москва
В Москве открылась крупнейшая выставка американского искусства

23.07.2007 19:30 | NewTimes.ru
Крупнейшая за всю историю ретроспектива американского искусства открывается в Москве. Она посвящена 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и США. Сама же выставка называется "Новый Свет. Три столетия американского искусства", передает Радио "Маяк". Экспозиция, включившая около 100 отборнейших произведений, обосновалась в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, где прошла пресс-конференция и вернисаж. Для посетителей выставка будет открыта с 24 июля по 9 сентября.
 

LeDi

Постоянный пользователь
Пользователь
17 Май 2006
1.721
0
36
41
Москва
Выставка китайского художника Ван Сюэчжуна в Академии художеств

26.07.2007 03:49 | Музеи России
16 августа 2007 года в Галерее искусств Зураба Церетели открывается выставка произведений известного китайского художника, почетного члена Российской академии художеств Ван Сюэчжуна. Художник является мастером широкого творческого диапазона. В экспозиции будет представлено свыше 60 произведений, выполненных в традиционной для китайского искусства технике "гохуа", а также живопись, в которой он следует традициям западного авангарда. В абстрактных живописных полотнах мастер тяготеет к философскому осмыслению окружающего мира. Ван Сюэчжун получил основательное художественное образование. В 1945 году он окончил Пекинский институт искусств "Цинхуа", где его наставниками были выдающиеся мастера живописи: Ци Байши, Хуан Бинхун и Чжан Боинь. В 1949 году совершенствовал свое мастерство в Пекинской специализированной школе искусств, постигая тайны стиля "гохуа" у мэтра этого искусства - Сюй Бэйхуна. "Гохуа" - современная китайская живопись в традиционной технике водяными красками на шелковых и бумажных свитках. В 1950 году в Пекинском центральном институте искусств художник обучался мастерству живописи. Творчество Ван Сюэчжуна получило широкое признание в Китае и за рубежом. Начиная с 1942 года, он принимал участие в важнейших выставках страны. Его картины и полотна каллиграфии неоднократно отмечались почетными грамотами и дипломами. В различных городах Китая открыты три картинные галереи Ван Сюэчжуна и создан Институт по изучению его творчества. Ван Сюэчжун - профессор живописи Тяньцзиньского университета. Автор ряда научных исследований по теории живописи и каллиграфии, автор романа "Ключ" и нескольких поэтических сборников. В 2006 году художнику присвоено звание лауреата престижной Национальной премии "Ланьтин", присуждаемой за выдающиеся достижения в области искусства. Выставки произведений Ван Сюэчжуна с успехом проходили не только в Китае, но и в США, Японии, Гонконге.

Выставка будет работать по 26 августа.
 

LeDi

Постоянный пользователь
Пользователь
17 Май 2006
1.721
0
36
41
Москва
Нина Чусова готовит премьеру по знаменитой пьесе Жаны Пуаре

25.07.2007 20:21 | Российская Газета
У успешного и модного молодого режиссера Нины Чусовой в сентябре премьера спектакля "Переполох в "Голубятне" по пьесе "Клетка для чудиков" Жана Пуаре. Накануне премьеры мы встретились с режиссером Ниной Чусовой в театральном агентстве "Арт-Партнер XXI", который осуществил постановку спектакля по сюжету Жана Пуаре.
- Нина Чусова - режиссер серьезный, а тут вдруг пьеса-бомба. Как решились?
- Пьесу "Переполох в "Голубятне" я мечтала поставить давно. Она попалась мне в руки лет пять назад, но я не знала, кому в нашей стране принадлежат права. И вот каким-то случайным образом выяснилось, что права у Леонида Робермана, руководителя международного театрального агентства "Арт-Партнер XXI", и он давно ищет режиссера. Наши интересы сошлись. Кстати, Леонид Роберман, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, родился в Гомеле, там живет его мама. им была открыта первая театральная страничка - спектакль "Искушение" по пьесе итальянского драматурга А. Николаи, который выдвинут на премию Союзного государства.
- Какие изменения вы внесли в пьесу?
- Мы в нашем спектакле сократили число действующих лиц, объединив несколько мелких персонажей в один образ. Во Франции постановка шла с огромным успехом, было снято два фильма, поставлен мюзикл. По его материалу в Америке на Бродвее идет мюзикл. Поставлены два великолепных фильма.
- Как у вас возникает замысел спектакля?
- Мне важно "поймать" ощущение материала, почувствовать, какая в нем заложена энергия. Текст для меня бывает и не так важен, случается, что диалоги мне вообще не нравятся... С живыми авторами сложнее работать. У них есть свое мнение. Мы можем спорить до хрипоты...
- Что вы можете сказать о новом поколении актеров?
- Актеры старой школы могут войти в роль в одно мгновение. Молодежи есть чему поучиться у ветеранов сцены.
- Театральные актеры с вами "кочуют" со сцены на сцену?
- Нет. При всей моей любви к актерам я не привязываюсь к ним настолько, чтобы в каждом проекте были одни и те же лица. Все зависит от материала.
- Быть женщиной-режиссером сложно?
- Женщинам-режиссерам сейчас стали доверять. И для большинства уже не важно, женщина ставит спектакль или мужчина. В этом смысле с нами даже как-то охотней работают. Для меня очень важна команда, чтобы я всех знала, чтобы был единый порыв в общем деле.
- Вы всегда хотели стать режиссером?
- Даже в школьных сочинениях на тему "кем хотите стать" писала: режиссером. Еще в юности то праздники ставила, то утренники, потом спектакли. Я все время что-то режиссирую. Во ВГИК на режиссуру меня не взяли - сказали, что молоко на губах еще не обсохло, и посоветовали пойти в актрисы. Я послушала и пошла работать актрисой. А потом снова вернулась в режиссуру. И никто из моих друзей даже не удивился, все знали, что я буду режиссером. У меня не было внутренних сомнений.
- А свою жизнь тоже режиссируете?
- Отчасти. Все мы режиссеры своей жизни.
- Вы собрали много фестивальных наград?
- Артисты мои много получают призов. "За "Грозу" - "Гвоздь сезона", были "Триумф", "Золотая маска". Я же обижаюсь, что не так много. Но я не могу попасть на фестивали из-за громоздких декораций.
- Лето - горячее время отпусков, а вы взялись за съемки фильма. В кино пошли не из-за того, что критика стала прохладно относиться к вашим театральным работам?
- Попробовать себя в кинематографе всегда интересно! И потом, это логичный шаг в карьере режиссера. Я внимательно слежу за тем, какие процессы происходят в отечественном кино. Мне интересен Андрей Звягинцев, Иван Вырыпаев, Кирилл Серебренников, я просто боюсь кого-то не назвать. Мой следующий проект - фильм о проблемах молодежи с элементами комедии, сюрреализма. Не хочу пока рассказывать о будущем кино, скажу лишь, что сценарий Михаила Болле. Я выступаю в роли режиссера.
Денис Захаров; Татьяна Хорошилова
 

LeDi

Постоянный пользователь
Пользователь
17 Май 2006
1.721
0
36
41
Москва
Исторический музей создаст музей войны 1812 года

01.08.2007 11:29 | lenta.ru
2008 год, юбилейный для Исторического музея, станет началом подготовки к воссозданию обширной экспозиции об Отечественной войне 1812 года. Об этом "Газете" рассказал директор ГИМа Александр Шкурко.

Поскольку новый музейный квартал ГИМа начинает принимать очертания (ему передан бывший музей Ленина и ряд зданий на Никольской улице), Александр Шкурко уточнил: "Нам бы хотелось в одном из внутренних дворов сделать перекрытие и создать отдельную площадь, где можно было бы разместить и коллекцию 1812 года".

Одним из проектов, приуроченных к празднованию 200-летия Отечественной войны, станет выставка, собранная из экспонатов, предоставленных частными лицами и компаниями. Она пройдет в 2008 году.
 

LeDi

Постоянный пользователь
Пользователь
17 Май 2006
1.721
0
36
41
Москва
Сказка о пролетевшем времени

01.08.2007 12:06 | "Новые известия"
Художники решили разобраться, что с ними случилось со времен перестройки

В минувшие выходные в Москве открылась выставка "XV лет", посвященная постперестроечному искусству. Кураторы экспозиции придумали хитрый трюк: они предложили ведущим актуальным художникам представить по две работы - одну, созданную в 1992-м, вторую - современную. Идея состояла в том, чтобы понять, чем же нынешние мастера отличаются от самих же себя тех романтических лет, когда в России только возникал арт-рынок.

Зрители, заинтригованные затеей показать, что же происходит с художником за полтора десятка лет, - рассчитывали увидеть в проекте как минимум одну завлекательную черту - самоиронию, свойственную всем талантливым людям. Когда нынешний директор Музея современного искусства Василий Церетели (внук президента Российской академии художеств) выставляет листочки формата А4, разрисованные разными рожами и каракулями, датируемыми 1992 годом, он не претендует ни на какие обобщения - просто занимался человек приятными глупостями, а потом одумался, вписался в структуру и нынче создает инсталляции. Еще более мощная метаморфоза произошла с Сергеем Шеховцовым. Поначалу, как выясняется, он создавал абстрактные полотна (картина "Охота"), а нынче известен под кличкой Поролон как производитель уже всемирно знаменитых поролоновых скульптур. То есть вписался в ситуацию с новым материалом.

Однако таких откровений и ироничных признаний довольно мало. Здесь преобладают совсем другие настроения - смешанное чувство умиления и ностальгии, которое возникает по прошествии лет при чтении своего школьного сочинения. Не случайно же художники, еще не дожившие до седин, представили свои институтские этюды. Так случилось с художницей Оксаной Мась, которая не постеснялась показать, что 15 лет назад она делала проходные натюрморты, зато сегодня обтягивает кожей двигатели автомобиля "Ягуар", превращая их в арт-объекты (хотя преемственность налицо - от академического натюрморта к натюрморту модернистскому). Иногда в ранних произведениях просматриваются прямо-таки невероятные откровения. Например, Диана Мачулина выставила в качестве примера своей работы образца 92-го нечто среднее между глиняной вазой и светильником, по форме напоминающее скафандр или противогаз. В этом совмещении древности и современности не было бы ничего особенного, если бы не название - "Модернизм - это наша античность". Дело в том, что именно этот девиз - слово в слово - в нынешнем году избрали кураторы крупнейшей мировой выставки "Документа" в Касселе. Хочется надеяться, что Диана не совершила историческую подтасовку и придумала этот шикарный термин пятнадцать лет назад.

Если же перейти от частных историй к более широким обобщениям, то здесь просматриваются несколько интересных тенденций. Во-первых - и это самый ожидаемый результат - нынешнее искусство изрядно коммерциализировалось как в хорошем, так и в плохом смысле. В хорошем - работы стали намного качественней, почти нет студенческой самодеятельности, темы укрупнились и приобрели гламурный лоск. Взять хоть группу "АЕС+Ф", которая прославилась своими апокалиптическими снимками детских боев. До этого художники пытались творить на поле модернистской живописи, пародируя стиль христианских миссионерских книжек.

Но то, с чем пришлось расстаться, кажется ничуть не хуже приобретений: особый дух свободы и акционизма. Всем известный художник Олег Кулик представил фотографию своей ранней акции "Искусство из первых рук": это когда картины в галерее держали в руках специально вывезенные на вернисаж солдаты. Теперь же Кулик создает некие фотовидения и компьютерные мозаики ("Глаз"), держащиеся на поверхности только за счет имени автора.

Отзвук перестроечных акций витает над очень многими ранними вещами, оттого они кажутся куда как искренней своих соседей ХХI века. Хотя у нынешнего поколения имеется немалый ресурс: треть художников переключились от рукоделья к компьютерным и видеотехнологиям. Куда как интересней будет сравнить не картинки прошлого с компьютером сегодняшнего дня, а нынешние видеоопыты с тем, что нас ожидает через 15 лет. Есть, правда опасность, что рынок повернется вспять и на сцену вновь выйдут реалистические этюды с холстом и маслом.
 

LeDi

Постоянный пользователь
Пользователь
17 Май 2006
1.721
0
36
41
Москва
Спектакль Большого театра в Лондоне имел грандиозный успех

01.08.2007 12:17 | Газета.ru
Первый спектакль из программы летних гастролей Большого театра в Лондоне - "Корсар" - заслужил самые высокие оценки британской публики.

"Корсар" открыл трехнедельный сезон в театре "Колизей" в Ковент-гардене прошлым вечером и ознаменовал новую вершину в трансформации Большого тетара после многих лет нестабильности и неопределенности", - отмечает во вторник газета "Дейли телеграф".

В спектакле, который британцы называют "Пираты Карибского моря на пуантах", блистали прима-балерина Большого Светлана Захарова и украинец Денис Матвиенко.

Вечером, на торжественном приеме в российском посольстве свое восхищение Светлане Захаровой и ее коллегам выражали многие именитые британские и российские гости - мачеха принцессы Дианы леди Спенсер, вице-премьер РФ Александр Жуков, принц Майкл Кентский, министр британского кабинета Джефф Хун, а также бессменные продюсеры гастролей импресарио Виктор и Лилиан Хокхаузеры.

Восторги, однако, перемежались с сожалениями, что сцена театра "Колизей", хотя и самая большая в британской столице, все же недостаточно велика для полномасштабной постановки балета, поставленного худруком Большого театра Алексеем Ратманским и балетмейстером Юрием Бурлакой. Об этом, однако, знали лишь те, кто был на представлениях Большого театра в Москве, остальные же могли судить об уровне постановки на основании спектаклей предыдущих гастролей, ведь балет Большого театра привозит свои лучшие спектакли в Лондон уже более 50 лет.

"Большой возродился после поступления денег от русских олигархов и иностранных доброжелателей и еще никогда не был в лучшей финансовой ситуации, чем сейчас", - отмечает газета.

Гости на приеме обратили внимание не только на роскошь декораций и масштабность постановки, но и на то, что осложнившиеся за последние недели российско-британские отношения не отразились на проведении гастролей Большого.

"Культура всегда была мостом между Великобританией и Россией", - сказал принц Майкл Кентский, пользовавшийся на приеме не меньшим вниманием, чем артисты главного российского театра.

С 30 июля по 18 августа труппа даст в лондонском театре "Колизей" 22 представления.

Знаменитый кубинский танцор Карлос Акоста исполнит партию Спартака в одноименном балете Юрия Григоровича.

Также в программе гастролей заявлена премьера "Эльсинора", нового одноактного балета, поставленного популярным в Великобритании хореографом Кристофером Уилдоном.

Балет "Светлый ручей", объявленный "лучшим новым балетом из России за многие годы" и названный Гильдией критиков (Critics' Circle) лучшей классической постановкой 2006 года, возвращается по просьбам публики.

Также у британцев будет шанс насладиться двумя другими знаковыми постановками Большого театра - "Баядеркой" и "Дон Кихотом", премьера которых выявила яркие способности 21-летней Натальи Осиповой, с прошлого года запомнившейся лондонской публике в роли Китри.

В паре с Осиповой будет выступать восходящая звезда Большого театра, 18-летний Иван Васильев, который вошел в состав труппы только в прошлом году, и которого уже сравнивают с молодым Михаилом Барышниковым.

В Лондон по приглашению британских импресарио Виктора и Лилиан Хокхаузеров, которые вот уже более полувека привозят в британскую столицу прославленных российских музыкантов и артистов балета, приехали лучшие артисты Большого - Мария Александрова, Анна Антоничева, Сергей Филин, Николай Цискаридзе, Андрей Уваров и многие другие.
 

LeDi

Постоянный пользователь
Пользователь
17 Май 2006
1.721
0
36
41
Москва
Уроки истории

02.08.2007 12:13 | "Новые известия"
Владимир Набоков в "Других берегах" пишет о странном устройстве человеческой души: только предчувствуя грядущие беды, она стремится запомнить все окружающее. Еще не зная, что предстоит долгая разлука, набоковский герой тщательно собирает в памяти все тропинки, перелески, все подробности быта семьи, укладывая фотографические снимки мамы с корзинкой грибов или отца в фехтовальной форме. Стремится сохранить маршруты бабушек и дедушек, семейные предания и карту родового имения.

Весь прошлый театральный сезон лучшие наши режиссеры с поразительной настойчивостью возвращали в нашу память биографии наших прабабушек, бабушек, родителей, вписанных в перипетии истории страны в ХХ веке.

Мы переживаем странный момент нашей исторической жизни. Все происходящее вокруг сплетается в петлю, все пророчит и обещает что-то страшное впереди: то ли всемирную катастрофу, то ли кризис в одной отдельно взятой своей стране. И, может, поэтому режиссеры обращаются к произведениям, где центральной темой становится жизнь человеческая, втянутая в историческую мясорубку. Художники разных поколений и опыта пытаются расслышать уроки судеб наших родителей, понять истоки их силы и слабостей, мужества и предательства. Лучшие пять спектаклей сезона легко можно смонтировать в единую фреску, где все герои существуют в едином пространстве и могут окликнуть и встретиться друг с другом.

В своем "Живом трупе" Валерий Фокин обращается к самому началу века. Художник Александр Боровский выстраивает на сцене пролеты ажурных лестниц, украшенных завитками чугунных листьев и роз, стеклянный лифт с хлопающей дверью. Напротив Александринки в торговом пассаже на Невском еще сохранились такой лифт и такая лестница. Реальное, сохранившееся живым пространство даст толчок к фантазии на тему Федора Протасова, вдруг почувствовавшего неодолимое отвращение к жизни, какой живут окружающие его люди, к ее фальши, к ее выдуманности. У Протасова - Сергея Паршина небритое лицо, возбужденная жестикуляция алкоголика "в развязке". И тем более потрясает живущая в этом бомже живая душа - сила, которая заставляет пожертвовать жизнью ради других.

Рядом с Федором, страдающем в подвале петербургского доходного дома модерн, в провинциальном российском городе живет семья певицы Беллы из спектакля "Самое важное", поставленного Евгением Каменьковичем в "Мастерской Петра Фоменко". В многофигурном, многоуровневом романе "Венерин волос" Михаила Шишкина чеченские беженцы встречаются с остатками войск Кира и вместе с ними бредут к морю. В далекой Швейцарии в канцелярской комнате Толмач записывает многочисленные истории беженцев из России. Каждый сочиняет свою историю жизни, украшая ее подслушанными подробностями ("Какая разница, меня насиловали или кого-то другого! Главное - это было!"). А рядом и поверх всего идет история жизни певицы Беллы, чей дневник читает Толмач. Актеры Мастерской то скользят по тексту с грацией конькобежцев, то ныряют в его глубины, вытаскивают живые и трепещущие рыбки-фразы ("Вас уже вылепили из глины, но душу вдуть еще не успели!"). Актеры меняют платья, шапки, накидки, шарфы, шали, перчатки, преображаясь каждый раз до неузнаваемости, создавая десятки персонажей нашей российской жизни ХХ века. И все детали и подробности их судеб приобретают особое значение и пронзительность, какую всегда ощущаешь, слушая рассказы о романах бабушки или о привычках дедушки.

Герои "Самого важного" существуют в том же историческом пространстве, что и персонажи платоновского "Рассказа о счастливой Москве" (постановка Миндаугаса Карбаускиса на сцене "Табакерки"). Небывалые люди с немыслимой речью из спотыкающихся деепричастий, в кумачовых рубашках и подштанниках вглядываются куда-то вдаль - в поисках неведомого. А героиня Ирины Пеговой Москва Ивановна вполне может посоперничать с Беллой (Мадлен Джабраиловой) за власть над мужскими сердцами.

Оставляя в стороне разность стилистики, разность текстовой плотности, разность плотности авторского письма, надо отметить удивительную близость интересов таких полярных режиссеров, как Валерий Фокин, Евгений Каменькович и Миндаугас Карбаускис, одновременно занявшихся схожими темами.

Русская история, русские судьбы, русские характеры - одна из главных тем творчества Льва Додина в его масштабнейшей постановке последних лет "Жизни и судьбы" Василия Гроссмана. В своем романе Гроссман написал о стране и ее народе, попавших в страшный дырокол истории, о людях, изничтожаемых военной и государственной машиной, становящихся лагерной пылью, и о том, чем человек противостоит силам уничтожения. Гулаговский лагерь, потом фашистский концлагерь. Перекличка, построение, песню запевай. Лагерная очередь за пайкой сливается с очередью в столовой Академии наук. В жизненном пространстве все происходит одновременно: у одних ночь любви, у других - казни. Додин сохраняет вязь судеб абсолютно полярных людей, сплетающихся в единый образ народа, который оказался заложником в очередных поворотах истории.

Будущее бросает тень задолго до того, как войти. Эсхатологическое ощущение то ли близящейся третьей мировой, то ли еще одной гражданской пока не стало ни страхом, ни кошмаром в жизни наших сограждан. Но театральные уроки мужества вновь возвращают театру забытый и утерянный им статус "места, где собирается нация" или, по крайней мере, места, откуда к ней можно обратиться.

Автор - театральный обозреватель "Новых Известий"
 

Еленка

Пользователь
Пользователь
15 Мар 2007
294
0
0
[24-12-2007] МХТ имени А. П. Чехова: Умер Игорь Васильев…

Московский Художественный театр с глубочайшим прискорбием извещает о том, что вечером 23 декабря скоропостижно ушёл из жизни Народный артист России Игорь Васильев.

Игорь Алексеевич Васильев родился 28 мая 1938 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ в 1961 году и до 1964 года работал в Художественном театре. После нескольких последующих лет, проведённых в «Современнике» (роли: Генрих в «Голом короле», Кристиан в «Сирано де Бержераке»), вернулся во МХАТ в 1970 году. Известность пришла к Васильеву с ролью Чанса Уэйна в «Сладкоголосой птице юности», где он был партнёром А. И. Степановой — принцессы Космополис. Среди его ролей — канатоходец Тибул («Три толстяка»), американский солдат («Бронепоезд 14-69»), Дантес («Последние дни»), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Гусев («Валентин и Валентина»), Мозгляков («Дядюшкин сон»), Зилов («Утиная охота», 1982), Юрик («Перламутровая Зинаида»), Понтий Пилат («Бал при свечах»), Саша («Московский хор»), Лестер («Мария Стюарт»), Басманов («Борис Годунов»), Свидригайлов («Преступление и наказание»), Обертон («Сон в летнюю ночь»), Неизвестный («Маскарад»), Иосиф II («Амадей»), Баскин («Новый американец»), Его Превосходительство («Учитель словесности»). Последней его работой стала роль Али в спектакле «Тутиш», премьера которого состоялась в октябре этого года.

В послужном списке Игоря Алексеевича около тридцати ролей в кино, в том числе в таких фильмах как «Строится мост»,"Вариант «Омега», «Единственная дорога», «Трактир на Пятницкой», «Завещание профессора Доуэля», «Бабий Яр».



Прощание с Игорем Васильевым состоится 26 декабря в 11 ч. 30 мин. в Московском Художественном театре им. А. П. Чехова (Камергерский пер., 3).
В 13.00 — отпевание в Храме Воскресения Славущего (Брюсов пер., 15).
Похороны состоятся на Троекуровском кладбище.​
 

Еленка

Пользователь
Пользователь
15 Мар 2007
294
0
0
В преддверии Нового Года в театре Сатиры покажут античную комедию

МОСКВА, РИА Новости, Наталия Курова. Показы спектакля "Свободу за любовь?!", созданного по мотивам античных комедий Плавта, начинаются на сцене московского театра Сатиры, сообщил РИА Новости художественный руководитель театра Сатиры и постановщик спектакля Александр Ширвиндт.
Помимо текстов Плавта в спектакле много вольных импровизаций, стихи Сергея Плотова, музыка Алексей Колгана и Игоря Кефалиди.
"Оказалось, что античные комедии Плавта, созданные до нашей эры, нисколько не устарели. Это интересно и симпатично с точки зрения драматургии, и на этой канве, как мы поняли, можно создать современный спектакль. Ведь главные человеческие страсти - любовь, свобода, деньги - остались прежними. Они актуальны как тогда, в Древнем Риме, так и сейчас, в наши дни", - сказал Ширвиндт.
Сам Плавт пользовался историями из жизни своих современников, а его историями - уже драматурги от Шекспира, Мольера и до наших дней.
Постановщик добавил, что "в новом спектакле много музыки, песен, пластики, пародий, так что в этой работе мы смогли использовать все, чем владеет труппа нашего театра Сатиры".
На его взгляд, появление подобной постановки органично связано с самим театром, так как латинское слово "сатира" произошло от "сатура", что в переводе означает "смесь, всякая всячина". Это жанр римской литературы, где соединяются разнообразные по форме и содержанию стихотворные и прозаические тексты, связанные одним сюжетом.
 

Еленка

Пользователь
Пользователь
15 Мар 2007
294
0
0
Ответ: Новости культуры и искусства

Редкая цыганка не любит Мандельштама

Известия.RU
Новое, просторное, прекрасно оснащенное здание "Мастерской Петра Фоменко" открылось премьерой "Бесприданницы". Это сулило радость. Ведь именно с московских спектаклей по Островскому началось восхождение выдающегося режиссера к вершинам мировой славы. В новой премьере, сыгранной на новой — с иголочки — сцене, и Островского, и Фоменко не узнать...
Уж кто-кто, а Фоменко знает в Островском толк. Он открыл нам нового певца Замоскворечья. Он отринул его бытописательскую природу и явил в пьесах главного русского драматурга изумительную россыпь амплуа. Он обнаружил за каждым характером типаж, но при этом не отменил характеры. Наглядно и талантливо создатель "Мастерской" продемонстрировал генетическую связь драм Островского с водевилем, с комедией дель арте, с хорошо сделанной пьесой — со всем, чем испокон веков питался низовой театр. Он не просто опоэтизировал эти театральные низовья, он сделал их краеугольным камнем своей режиссуры. В новом спектакле маэстро по-прежнему не сыскать примет русского патриархального быта, каким неизменно наделил бы великого русского драматурга Малый театр (главная цитадель актерской традиции, дом Островского и т.д., и т.п.), но и истинно фоменковской игры в театральность и бенефисность тут, увы, тоже нет. Скажем осторожнее: почти нет. На ее место заступила плохо поддающаяся описанию интеллигентность стиля.
Артисты "Мастерской" пытаются играть Островского так, словно они играют Чехова или Горького. Словно их герои не купцы никакие, а окончившие университеты дачники. На это намекают (хотя на этом не настаивают) и декорации спектакля — чуть левитановский занавес, легкие деревянные лестницы, и костюмы героев, которые (особенно наряды Хариты Игнатьевны, да и сам облик играющей ее Натальи Курдюбовой, эдакой российской fame fatal) недвусмысленно отсылают нас к эпохе ар-нуво. Хрупкая и нежная Лариса в исполнении едва ли не лучшей актрисы своего поколения Полины Агуреевой тоже являет собой тонко чувствующую женщину эпохи модерн. Даже водевильность Карандышева (Евгений Цыганов) тут сглажена, запомажена, нивелирована. Даже цыгане предельно облагорожены, напрочь лишены цыганистости и прекрасно образованны. Заправляет в этом интеллигентном таборе чудесная грузинская певица Манана Менабде, поющая песню на стихи поэта Мандельштама. Какая же цыганка не держит у себя под подушкой томик Осипа Эмильевича?!
Собственно, все усилия постановщика ушли на то, чтобы превратить колоритных персонажей Островского в рефлектирующих персонажей новой драмы. Лишить их размаха, но наделить душевной тонкостью. Все втуне. Персонажей Чехова из персонажей Островского вылепить не удается, но персонажами Островского они тоже быть перестают.
Из модернистской хрупкости Агуреевой, противопоставленной грубоватому нуворишескому быту, можно было бы извлечь театральный смысл. Но помещенная в обстановку всеобщей томительной рефлексии, эта хрупкость, а вместе с ней и сама драма возвышенной романтической натуры в пошловатом провинциальном мирке свой смысл утрачивают.
Герои спектакля то и дело становятся героями театра теней, а их абрисы застывают на световом заднике, придавая и без того изысканному зрелищу дополнительную толику изыска. Зачем в этот общий сдержанный графичный рисунок врезается вдруг половой в исполнении Томаса Моцкуса, не очень удачно имитирующий на сцене Эраста Гарина, — бог весть. Видимо, органически присущая Фоменко склонность к сценическому гротеску, к мейерхольдовской игре со сценической рутиной рефлекторно, помимо его собственной воли дает о себе знать. Но это всего лишь всплески былой театральной удали, изредка взрывающие общую степенность этой постановки. Лишенный острых сценических поворотов и обаятельного лукавства, спектакль при всем своем визуальном изяществе кажется каким-то тяжеловесным. Его интеллигентность оборачивается пресным академизмом, интеллигентность его персонажей — некоторой малахольностью. В чувства и страсти этих персонажей не очень веришь. В то, что за Паратовым Ильи Любимова можно убежать очертя голову, не веришь вовсе.
Медленно и неповоротливо плывет этот спектакль, словно большая груженая баржа по матушке-Волге. Ему не нравится и не хочется быть баржей. Он мечтает стать легким прогулочным катером. Он пытается то и дело совершить изящный и быстрый маневр, но маневры для него опасны. Барже надлежит плыть медленно. И до тех театральных низовий, которые так волшебно эстетизировал когда-то Фоменко, ей уже явно не добраться.
 

Еленка

Пользователь
Пользователь
15 Мар 2007
294
0
0
Ответ: Новости культуры и искусства

«Корсар» и «Спартак» покоряют Париж

Балет Большого начинает гастроли в Париже. За две с половиной недели французской публике покажут пять постановок – среди них и «Корсар», и «Пиковая дама», и «Спартак». Билеты распроданы – свободных мест нет даже на репетициях.
У служебного входа в «Гранд опера» те, кому не удалось купить билет на спектакль Большого театра. Хотя бы на генеральную, умоляют французы. Студентка Лилиана, изучающая в Университете русский, так и написала – «я искать место для репетиции». Один из виновников ажиотажа – Николай Цискаридзе. В Париже его полюбили еще несколько лет назад, когда он приехал восстанавливать, утраченные было связи. После поколения великих – Плесецкая, Васильев, Семиняка, он стал первым в Поли Гарнье, приглашенным солистом из России.
«Я был для них как изучаемое насекомое. Изучали всё: как у меня пришиты резинки, как я греюсь, за сколько я прихожу в класс и так далее. Я также их изучал. Это было очень интересно!» — рассказал Николай Цискаридзе, народный артист России, солист Государственного академического Большого театра.
У Светы Захаровой с Парижем тоже взаимная любовь, сначала казавшаяся невозможной.
«Когда я первый раз приехала, меня сильно трясло. Каждая балерина мечтает на этой сцене станцевать. А кто-то даже и не мечтает», — комментирует Светлана Захарова, заслуженная артистка России, солистка Государственного академического Большого театра.
Редкий случай — репетиции проводит сам Ратманский. Хореограф, недавно названный лучшим в мире, как легендарный Мариус Петипа, все время пытается что-то добавить или изменить в «Корсаре» – спектакле, открывающем гастроли.
«Качество театра, артиста и труппы в целом зависит от того как прошёл последний спектакль. Вот такая жестокая профессия у нас», — замечает Алексей Ратманский, художественный руководитель балета Государственного академического Большого театра.
У Натальи Осиповой, поразившей два года назад Лондон своими фантастическими прыжками, в «Корсаре» дивертисмент с Иваном Васильевым. Этого 18-летнего танцовщика сравнивают с Барышниковым.
Балетный хит про любовь красавицы Мидоры к пирату, уже прошел на «ура» в Москве и Лондоне, но здесь, где впервые его Петипа и поставил в 1856, «Корсара» ждали с особым нетерпением.
Аншлаг уже на генеральной репетиции. Публика занимает даже самые верхние места, ближайшие к плафону, которые расписывал Марк Шагал. Парижская опера, где блистали Лефарь, Нежинский, Шаляпин, Нуриев, ставший на время главой здешней балетной труппы, явно покорена, уже в самом начале гастролей.
«Этот приезд Большого театра ожидали с радостью и нетерпением. Я счастлива, что в Париже проходят эти гастроли. Я считаю, что это великое событие, так как в репертуаре Гранд Опера нет таких постановок», — прокомментировала Брижит Лефевр, директор балетной труппы Парижской Национальной оперы.
И еще об одной небольшой победе в рамках этих масштабных гастролей. Увидеть Париж и умереть – так буквально чуть не обернулось все для Коли Цискаридзе на сцене Поли Гарнье, несколько лет назад. На репетиции он получил травму, врачи говорили об ампутации. Но 10 операций и реабилитация, сделали невозможное.
В балетную Мекку, как уже давно принято называть Париж, Большой театр привез не только «Корсара», обреченного на успех роскошью и захватывающим сюжетом, но и «Пиковую даму» Ролана Фети, поставленную специально для Москвы, старейшим французским хореографом, а также одну из своих визиток – «Спартак» Григоровича. В главной партии Карлос……., Этот кубинец, прошлым летом покорил даже московскую публику, видевшую ни одну версию этого знаменитого спектакля.
 

Еленка

Пользователь
Пользователь
15 Мар 2007
294
0
0
Ответ: Новости культуры и искусства

Премьера в "Кремлевском балете"

21.01.2008 10:11 | Время новостей
"Фигаро" в хореографии Андрея Петрова можно смело назвать энциклопедией балета ХХ века. Не в том смысле, как "Спящую красавицу" Петипа называют энциклопедией классического балета, Мариусом Ивановичем и созданного. Нет, худрук "Кремлевского балета" ничего в прошлом веке в историю танца не добавил -- приключения Наполеона Бонапарта (замечательные только тем, что на сцене присутствовали одновременно три императора -- один любил, другой думал, третий воевал; представить, что человек способен совмещать эти занятия, хореограф не смог) или "Фантастическая симфония" Берлиоза, превращенная в саундтрек к мексиканской драме ревности, обошлись без хореографических открытий. Не придумав ничего своего, из года в год проповедуя "верность классическим образцам" (понимаемую как дословное копирование приемов), Петров пришел в "Фигаро" к закономерной форме спектакля-коллекции. Почти каждая сцена взята у какого-нибудь выдающегося хореографа -- и настолько откровенно, что в антракте начинаешь листать программку: может быть, эти хореографы там и перечислены? Нет, только Андрей Петров.

Лично г-ну Петрову принадлежит, вероятно, лишь идея объединения двух пьес Бомарше для либретто одного спектакля (до того хореографы если брались за эти сюжеты, то выбирали один; последним был "Безумный день" Бориса Эйфмана, когда петербуржец еще не скорбел о судьбах искусства в России, а сочинял обаятельные безделушки). Взяв музыку Моцарта и Россини, Петров лично ее нашинковал в стиле "редакций для мобильных телефонов", а далее стал составлять спектакль из цитат.

Причем из цитат непроходных, узнаваемых, уникальных. При выходе невесты под длинной фатой-покрывалом, струящимся за ней в воздухе на руках чинно семенящих придворных, где-то в Гамбурге чихнул Ноймайер, из "Сна в летнюю ночь" которого утащена эта сцена. Когда дона Базилио во время грозы уносит ветром -- на небесах презрительно хмыкает Аштон, полвека назад придумавший и такую грозу в "Тщетной предосторожности", и дурачка, уносимого собственным зонтиком. В зале хохочут, когда в парке графа Альмавивы женский корд!hitrost!hitrost!hitrost!hitrostет выстраивается в "цветочные" ряды, а меж ними важно движутся "садовники" с лейками -- вот вам и впечатления от "Оживленного сада" в "Корсаре"! И Григорович не забыт, и Алексей Ратманский добром помянут, и от Леонида Лавровского взята манера разделять сцены промежуточным занавесом -- в общем, можно больше совсем на балет не ходить, Петров напел нам за всех хореографов -- действующих и усопших.

Плюс декорации Григория Белова и костюмы Ольги Полянской. Почему в доме графа Альмавивы весь корд!hitrost!hitrost!hitrost!hitrostет ходит в нижнем белье, в этаких панталончиках с рюшечками, трудно понять. Все-таки не дом свиданий, а обитель вельможи. А декорации нарисованы так: сверху что-то нормальной формы (балкон там или аркада), а потом оно начинает растекаться и скисать, будто торт из дешевого масла, и уже не столбы аркады прорисованы, а какие-то бесформенные оплывающие штуки. То есть можно предположить: пейзаж превращается в кулисы, и художник намекает таким образом, что это не всерьез, а фантазия на тему театра, тем более что на промежуточном занавесе нарисованы театральные маски... Но липкость формы и омерзительность анилиновой расцветки убивают любые попытки оправдать сценографа.

Петров ставил балет комический, а представления о юморе у него бесхитростны. Не обойдется без пинков и связанных с фекалиями шуток -- так, во сне доктор Бартоло (Вадим Кременский) бродит по сцене, а в руках у него торжественно хранимый ночной горшок. (Для усиления эффекта балетмейстер выпускает сразу с десяток одинаковых персонажей в ночных рубашках, колпаках и с горшками -- это он еще с "Наполеона" любит.) В финале сцены содержимое горшка конечно же выливается на голову дону Базилио. Обхохочешься. (При этом г-н Петров иронизирует по поводу романтической "Сомнамбулы" Баланчина -- а не стоило бы, мистер Би обид не прощал, вдруг припомит?)

Нельзя сказать, что балет спасают актеры -- его ничто не спасет. Но нельзя и не отметить, что труппа работает отлично, просто за пределами своих возможностей. Бодро вращающийся Фигаро (Михаил Мартынюк), чуть перебирающий с изысканностью манер, но такой трогательный в растерянности граф Альмавива (Айдар Шайдуллин) и, конечно, прекрасная тройка героинь -- Розина (Наталья Балахничева), Сюзанна (Кристина Кретова), Фаншетта (Александра Тимофеева). Балерины танцуют разнесчастного "Фигаро" так, будто это "Сомнамбула", "Сон в летнюю ночь" и "Тщетная предосторожность" одновременно. Ну а что им, беднягам, еще остается?
 

Еленка

Пользователь
Пользователь
15 Мар 2007
294
0
0
Ответ: Новости культуры и искусства

Гоголь на льду

21.01.2008 10:36 | Независимая газета
Фокин ставит пьесу, заигранную со студенческой скамьи в театральных вузах, так, словно и не знает об этом, и не видел этих образцов никогда, чему, зная театральный опыт этого режиссера, вряд ли можно поверить. Как будто власть традиции не давит своим грузом. Фокин ставит пьесу, заигранную со студенческой скамьи в театральных вузах, так, словно и не знает об этом, и не видел этих образцов никогда, чему, зная театральный опыт этого режиссера, вряд ли можно поверить. Как будто власть традиции не давит своим грузом.
Режиссер трактует Гоголя как великого русского абсурдиста, и все, что льет воду на эту мельницу, идет в дело: место действия - не купеческий дом на каменном фундаменте с горшками герани на окнах, а каток. Да-да, самый настоящий (художник - Александр Боровский). Этот каток театр выписал откуда-то из-за границы, а вместе с ним пришлось выписывать и машину для заточки коньков. Такие вот катки заливались в конце позапрошлого века в парках народных гуляний. На этом пятачке будут выступать женихи-"одиночники". Парного катания почти не увидим. Не считать ведь за выступление пары попытку Кочкарева составить ледовый дуэт, когда неугомонный якобы друг ставит в пару на катке Агафью Тихоновну и Подколесина. Они так дернутся от благодетеля-тренера в разные стороны, что чуть не разорвут его пополам.
Фокин добавляет персонажей, втянутых в женитьбу, чтобы опять же усилить наш, отечественный абсурд. Режиссер вводит в список действующих лиц чиновника Пантелеева, гостинодворца Старикова. Первого играет маленькая актриса (кажется, именно ее мы видели в легендарном "Нумере в гостинице города NN".) Галина Егорова, второго - Аркадий Волгин. Маленький (такие люди не любят, когда их называют лилипутами) тоже готов принять участие в спортивных жениховских состязаниях - а почему бы нет? Ведь моряк Жевакин допущен к соревнованиям, а у него не то что петушиная нога, - в спектакле александринцев у Балтазара Балтазаровича ног и вовсе нет, и он единственный не демонстрирует владения коньком. Однако ловкость, с к оторой он передвигается на инвалидной дощечке на колесиках по льду, - тоже мастерство, которому можно выставить баллы.
И упомянутый гостинодворец - жених, но волею случая он не заявлен в обязательной программе. Вот вышли претенденты на медаль, стараются себя показать, катаются. Вдруг свист, удаль, пусть и не молодецкая (Стариков - в возрасте). Проносятся сани на полозьях, запряженные людьми, из них вываливается купец: огляделся - посмотрел. Проезжал мимо, посватался, потом передумал, свистнул, снова сани подали, и опять сгинул в ночи города так же внезапно, как появился.
Кочкарев принимает бешеное участие в женитьбе друга. В спектакле есть тому оправдание. При виде свахи в доме Подколесина он не лениво зевает, как это делал Михаил Козаков в спектакле Анатолия Эфроса, вопрошая с гомерической скукой: "Зачем ты меня женила?" Тут Кочкарев Дмитрия Лысенкова без лишних объяснений принимается душить сваху . Воображение дорисовывает, какую невесту подобрала ему Фекла Ивановна. Понятно, что сваха скрывалась от Кочкарева с тех самых пор, удружила она ему не на шутку. Ведь Илья Фомич так ей вцепляется в горло, что та начинает хрипеть. Вот-вот коньки отбросит... "Ах ты, старая ящерица!" - шипит от гнева Кочкарев и душит, душит радетельницу брачных дел.
Но сваха Марии Кузнецовой привыкла к благодарностям в таком роде. Она в спектакле - профессионал без романтизма. Вваливается в квартиру к Подколесину через окно, одетая в ватные штаны, валенки, тулуп, укутанная так, что лица не видно. Снег, что отряхивает, сыплется на мирно возлежащего на диване Подколесина. Ею исхожены-перехожены все концы города в поисках пропитания. Сил на красноречие нет. Третий месяц ведь ходит к надворному советнику. Лицо ее мы увидим не сразу. Только когда в проеме окна покажется рука Степана с рюмкой, тут Фекла Ивановна чуть-чуть личико разоблачит. Шугать ее в спектакле будут "сурьезно". Женихи загонят ее так, что она, избегая встречи с ними, ретируется в пространстве абсурда под самый потолок: ее лицо вынырнет и замрет на самом в ерху декорации.
Подколесин Игоря Волкова в этом спектакле - действительно надворный советник. Не только на словах он печется так щепетильно об одежде. Одет с иголочки, выгодно отличается от конкурентов. Не то что экзекутор Яичница Павла Юринова, похожий на завхоза, - даже, катаясь на коньках, портфеля не оставляет. Пусть Иван Кузьмич не так ловко овладел коньком, нет-нет да и сбивается на шаг, а то и рискует упасть, но элегантен, слов нет, и Агафья Тихоновна Юлии Марченко должна бы замереть при виде такого дворянина: в цилиндре, плаще с накидкою. Еще чуть-чуть, и такого можно ставить в шедший на этой императорской сцене "Маскарад" Всеволода Мейерхольда (хотя, как уже заметил читатель, в "Женитьбе" Фокина чаще аукается Мейерхольд более поздних лет).
Валерий Фокин дает своему Подколесину право остаться лирическим персонажем, право не жениться, тем более в таком вот антураже русского абсурда. Он мечтатель, даже отчасти поэт. С каким мастерством ведет актер свой последний монолог, перед тем как совершить последний прыжок из окна! Сомнениями он делится с залом, забирая и нас в союзники. Поворот декорации. И мы вместо с катка оказываемся в тесном пространстве его квартирки. Он снова лежит на диване, в очках, улыбается. С ним рядом гора книг. На них свечка. Подколесин гасит ее. Показательных выступлений - женитьбы - не будет.
 

Еленка

Пользователь
Пользователь
15 Мар 2007
294
0
0
Ответ: Новости культуры и искусства

Драматурги братья Пресняковы дебютируют в качестве режиссеров

21.01.2008 17:55 | www.rian.ru
МОСКВА, 21 янв - РИА Новости, Наталия Курова. Впервые драматурги и сценаристы братья Пресняковы выступят на российской сцене в качестве режиссеров своей новой пьесы, представив постановку драмы-комикса "ПАБ" на сцене "Театриума на Серпуховке", сообщили РИА Новости в пресс-центре театра.

"Мистическая драма-комикс - это абсолютно новый и оригинальный театральный жанр, предлагаемый братьями драматургами. Что касается сюжета, то в кратком изложении самих авторов, спектакль о том, как "где-то в Португалии встречаются лидеры самых могущественных держав мира. Место встречи "ПАБ". Тот, кто назначил встречу - Дьявол. На повестке дня только один вопрос - Конец Света", - рассказали в пресс-центре.

К участию в постановке приглашены кино- и театральные деятели России и Литвы. Среди них такие звезды, как народная артистка СССР Людмила Гурченко, которая выступит в образе Дьявола, народный артист СССР Регимантас Адомайтис, играющий роль президента США.

Премьер-министром Великобритании станет известный телеведущий Михаил Шац, и в этой роли дебютирует на театральной сцене. Роль президента России исполнит Денис Яковлев, а звезде спектакля и кинофильма "Изображая жертву" Виталию Хаеву предстоит воплотить сразу несколько образов - Фиделя Кастро, Ясира Арафата, Саддама Хусейна и даже Ангелы Меркель.

Имена драматургов и сценаристов Олега и Владимира Пресняковых хорошо известны в России и Европе. Постановки по их пьесам, как правило, всегда успешны и привлекают большое внимание публики и прессы. На Западе драматурги уже дебютировали как режиссеры, в России их первой постановкой станет "ПАБ".

По предварительным прогнозам спектакль должен, как минимум, повторить успех двух предыдущих нашумевших мировых премьер братьев, постановок по пьесам "Терроризм" и "Изображая жертву".

Предполагаемая дата премьеры - вторая половина февраля.
 

Еленка

Пользователь
Пользователь
15 Мар 2007
294
0
0
Ответ: Новости культуры и искусства

Новый спектакль МХТ Табаков назвал "Невеселой философской комедией"


МОСКВА, 25 янв - РИА Новости. Премьера спектакля "Белый кролик", рассказывающего, по признанию режиссера Евгения Каменьковича, "про поиск остатков души в человеке", состоится 25 января в МХТ имени Чехова.
Пьеса была написана в 1944 году драматургом ирландского происхождения Мэри Чейз, которая прожила свою жизнь в Колорадо.
"Это очень простая вневременная история, действие которой может происходить где угодно и когда угодно. Она про поиск остатков души в человеке", - сказал перед генеральной репетицией режиссер Евгений Каменькович.
По словам режиссера, пьеса была очень популярна в свое время и 4,5 года шла на Бродвее, по ней был снят фильм, номинировавшийся на "Оскара". Ставилась она и в России: в Санкт-Петербурге и в Москве шла на сцене театра имени Вахтангова.
"Главный герой пьесы и спектакля - Элвуд, которого исполняет Народный артист России Андрей Мягков. Это человек, род занятий которого непонятен, но и это и не важно, - сказал Каменькович. - Главное, что он тот самый человек, который всем помогает, который очень доброжелателен и внимателен к людям. А сближаться с людьми и спасаться от не очень приятной действительности ему помогает непонятное существо - белый кролик, рожденный его фантазией".
На вопрос корреспондента РИА Новости много ли сегодня таких необычных, но так нужных людей Каменькович ответил: "К сожалению, нет. Однако встречаются. И я даже знаю такого человека. Это известнейших мастер, режиссер Петр Наумович Фоменко, который и принес эту пьесу".
Художественный руководитель МХТ имени Чехова Олег Павлович Табаков, посмотрев спектакль, определил его жанр как "невеселая философская комедия", а в главном герое даже подметил черты, сближающие его с князем Мышкиным Достоевского, который тоже хотел всем добра.
В спектакле "Белый кролик", сценическое оформление которого принадлежит Заслуженному деятелю искусств РФ Алексею Порай-Кошицу, играют артисты разных поколений. Это Народные артисты Андрей Мягков, Анастасия Вознесенская, Владимир Краснов, Вячеслав Жолобов, а также совсем молодые Светлана Колпакова, Юлия Галкина, Максим Матвеев, Павел Ващилин и другие. Специально для этой постановки на стихи известного драматурга Александра Володина написана песня на музыку Кирилла Пирогова.
 

Еленка

Пользователь
Пользователь
15 Мар 2007
294
0
0
Ответ: Новости культуры и искусства

Любимов: Высоцкий был близок и понятен всем


МОСКВА, 25 янв - РИА Новости, Ирина Гордон. Легендарный поэт, музыкант и артист Владимир Высоцкий, 70 лет со дня рождения которого исполняется в пятницу, был близок и понятен всем, считает художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов.
"Кругозор его песен затрагивал всех, всем слоям общества он был близок и понятен - от академиков до блатных", - сказал РИА Новости Любимов.
"Его творчество сочетало в себе резкость и забавность, прекрасные образы и рифмы с такой силой исполнения, которая давала ему большую власть над людьми. Даже генералы говорили: "Ах, меня бы так слушали войска мои". Но ему удалось пройти медные трубы. Огонь, воду и медные трубы", - подчеркнул известный режиссер.
Любимов отметил, что "Высоцкий был одареннейшим человеком в поэзии, и его душа осталась в его произведениях, его песнях".
Он также рассказал, что влияние поэта было настолько велико, что даже после неожиданной кончины Высоцкого 25 июля 1980 года, ни один зритель спектакля "Гамлет", в котором он играл главную роль, и очередной показ которого должен был состояться на сцене театра, не сдал билет
На протяжении многих лет в репертуаре Театра на Таганке идет спектакль "Владимир Высоцкий" в режиссерской постановке Любимова. В дни рождения и смерти Высоцкого театр специально повторяет эту постановку.
"Длительное время спектакль был запрещен к показу. Мы эту ситуацию восприняли как личное оскорбление, потому что нас лишили возможности показывать спектакль о нашем друге и товарище, который проработал с нами очень много лет. И только, когда господин Горбачев пригласил меня обратно в Россию из вынужденной иммиграции, я восстановил спектакль. К этому времени постановку разрушили до неузнаваемости, вплоть до того, что мое имя, как имя режиссера было вычеркнуто", - рассказал Любимов.
В спектакле "Владимир Высоцкий", который традиционно пройдет в пятницу вечером в Театре на Таганке, задействованы друзья Высоцкого, актеры Валерий Золотухин, Феликс Антипов, Алексей Граббе и многие другие.
 

Еленка

Пользователь
Пользователь
15 Мар 2007
294
0
0
Ответ: Новости культуры и искусства



РАМТ запустил серию ночных спектаклей

25.01.2008 00:50 | lenta.ru
24 января Российский академический молодежный театр (РАМТ) запустил "Ночной проект", в рамках которого спектакли будут начинаться в 21:00 и 22:00.

Как рассказал в интервью агентству РИА Новости директор РАМТа Владислав Любый, начинание призвано расширить творческие возможности театра, изменить формат и привлечь в него нового зрителя.

"'Ночной проект' - это большой риск. Поэтому сказать, что у нас есть рецепты, как 100-процентно заинтересовать зрителей и привлечь их к театру - было бы слишком смелым заявлением. Мы рискуем, но идем на это, поскольку считаем, что театр должен сегодня искать новые пути выхода в иные и необычные сферы", - рассказал Любый.

"Театральная публика - очень разнообразная по своему составу явление - и по возрасту, и по менталитету, и по интересам, и по ожиданиям - все это мы должны учитывать, - заметил директор. - Мы рассчитываем, что "Ночной проект" привлечет в театр более активного зрителя, стремящегося увидеть и узнать что-то новое и зрителя, способного потратить деньги на билеты, которые будут стоить немного больше, чем на спектакль в обычном формате, поскольку это необычное предложение, предполагающее некую эксклюзивность".

При этом часть спектаклей театр будет демонстрировать на театральных подмостках Центра им. Мейерхольда и Центра "На Страстном". Кроме того, у "ночных" спектаклей появится ограничения на продолжительность, чтобы зрители смогли добраться до дома, используя общественный транспорт.

Репертуар нового проекта составят драматические спектакли: "Мы не хотим устраивать у себя какие-то шоу и превращать театр в ночной клуб или кабаре. Это будут именно драматические спектакли", - подчеркнул Любый.

Для старта была выбрана русская классика - спектакль "Платонов. III акт" по Чехову. Он был представлен на новой театральной площадке в "Черной комнате", где присутствовали всего 40 зрителей.

В рамках проекта также будут представлены спектакли "Rock-n-Roll Life" и "Роман с кокаином". Кроме того, театр уже ведет переговоры с ведущими российскими драматургами о написании новых пьес специально для "Ночного проекта".
 

Еленка

Пользователь
Пользователь
15 Мар 2007
294
0
0
Ответ: Новости культуры и искусства

"Бесприданница" в театре Петра Фоменко

25.01.2008 14:35 | Радио Свобода
В Москве открылся новый театр, а вернее, новое здание московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Оно расположено прямо напротив прежнего, маленького, на набережной Тараса Шевченко и спектакли теперь можно давать и там, и здесь. В новом театре, к тому же, не одна сцена - их две, большой зал (на 450 мест) и малый (на 150), да еще фойе так устроено, что в нем тоже можно играть, по крайней мере, спектакли для детей. Здание построено по проекту архитектора Сергея Гнедовского, оно просторное, внутри выдержано в черно-красно-белых тонах, но кажется по преимуществу белым, светлым. Все строго, геометрично, и нет никаких, обычных для Москвы, купеческих излишеств.

Зато на открытие сыграли «Бесприданницу», в ней речь как раз о России купеческой. Островский - драматург невероятно рейтинговый, если пользоваться телевизионный терминологией. Когда в прежние времена Министерство культуры Советского Союза составляло парады самых репертуарных пьес, Островский лидировал с большим отрывом. С тех пор ситуация не изменилась. Только за последние сезоны и только в Москве он принес успех театру «Сатирикон» пьесой «Доходное место», Малому театру - пьесой «Правда - хорошо, а счастье лучше», Московскому Художественному театру имени Чехова - «Последней жертвой». Эти совершенно разные спектакли объединяет, помимо фамилии Островского, ясное желание оправдать тех, кого драматург хорошо знал и не слишком жаловал - купцов.

За прошедшие десять лет многое в стране изменилось, внешне стало более цивилизованным, и страшно хотелось понять, зачем «Бесприданница» понадобилась Петру Наумовичу Фоменко, что нового он хотел рассказать о человеческой жизни на материале пьесы. И каких только перемен не претерпевала история, рассказанная Островским, на театральных подмостках, каких только версий она не знала. Паратов был и злым гением и пустым вертопрахом, демоном-соблазнителем и просто запутавшимся человеком. Лариса казалась то свободолюбивой цыганкой, то русской женщиной-жертвой, то наивной девочкой, то обманутой, то обманувшейся. Карандышев в одном спектакле выступал провинциальным ничтожеством, а в другом - жертвой обстоятельств, классическим маленьким человеком русской литературы. Вожеватов и Кнуров тоже бывали разными - и вполне бесчувственными типами, и людьми, искренне желавшими счастья своей жертве. Короче, всякое я видела, разве что не было на российской сцене Островского, лишенного сильных страстей, бурных эмоций, мелодраматических финалов. Хотя нет, вру, однажды и такое было, когда «Бесприданницу» поставил в Петербурге Анатолий Праудин. Действие спектакля происходило не на белом корабле и не на волжских просторах, а в трактире. Почти то же самое - и у Фоменко. Правда, формально здесь есть и дом Огудаловых, и квартира Карандышева, но декорация не меняется, поэтому выходит все тот же трактир.

Благородный господин с хорошей родословной - Паратов - у Анатолия Праудина не был противопоставлен ничтожным торгашам Кнурову и Вожеватову. Не только бесчестные поступки дворянина, но и сам текст, вложенный в уста Паратова Островским, сильно мешают романтическому о нем представлению. Анатолий Праудин обратил на это внимание, Петр Фоменко это сильно акцентировал. Паратов в исполнении Ильи Любимова совершенно циничный, мелочный, скучающий господин, единственная задача которого - себя ублажить, развлечь, за ценой он не постоит, заплатит не из своего кармана, расплатится чужими деньгами, чужим достоинством, если понадобится, чужой жизнью.

Причина для благородства

Четырех разных мужчин в петербургском спектакле сближала и облагораживала любовь к Ларисе Огудаловой. У Фоменко, если кто и добр к Ларисе, ну, скажем так, участлив, то один только Кнуров, говорить о любви тут вообще неуместно.

Васенька Вожеватов не выказывает в Ларисе даже простого дружеского расположения, даром, что росли вместе. Паратов, похоже, соблазняет ее из личной неприязни к Карандышеву и желания ему отомстить. Кажется, что и Вожеватову, и даже Кнурову антипатия к Карандышеву куда важнее симпатии к Ларисе, что вся интрига направлена только на то, чтобы поставить на место зарвавшуюся голь.

Тогда главным действующим лицом спектакля волей-неволей становится Карандышев. Должно быть что-то особенное в человеке, чтобы так вывести из себя трех разных и вполне уравновешенных мужчин. Нужно быть особенным и для того, чтобы именно на нем остановила выбор Лариса. Но Карандышев Евгения Цыганова - приятной, интеллигентной наружности юноша, любит более всего себя и свои несчастья, а если к чему и стремится, так единственно к торжеству над соперниками.

Так что, героя из Карандышева не выходит, в лучшем случае - миловидный тюфяк. Образ Ларисы Огудаловой в постановке Праудина разительно отличался от прежних о нем представлений. Невзрачная, высокая, с тихим голосом, гладко зачесанными волосами, без капли косметики. Честная и достойная женщина, которой нет места в этой жизни. Мелодрама превращалась в трагедию, убийство - в самоубийство, избавившее бесприданницу от постылой жизни. Это было очень определенное, ясное режиссерское высказывание. К сожалению, скучноватое. Прочтение пьесы у Праудина и у Фоменко во многом схоже, но ясности в новой «Бесприданнице» пока меньше. Поэтому критики строят разные догадки. Готова предложить свою версию. В этой «Бесприданнице» нет героев, нет центра композиции, как его нет в чеховских пьесах. Нет крупных личностей, нет серьезных переживаний, нет сильных страданий. Есть довольно бесцветная жизнь, рутина, в которой вязнут все, без исключения, персонажи пьесы. Все подчинено ритуалам: ежедневному моциону Кнурова, ежеутреннему шампанскому Вожеватого, вечным причитаниям домоправительницы о том, что все дорого и к столу подавать нечего, постоянному ленивому вымогательству, которым занята Огудалова-старшая. Все происходит в миллионный раз и исполняется участниками драмы безо всякого энтузиазма. Собственно, каждый из них не прочь разорвать цепь привычных телодвижений, но именно - не прочь, а не так, чтобы предпринять решительные действия. Карандышев с Паратовым, как на перемену участи, надеются на женитьбу. Вожеватов с Кнуровым - на Париж. Лариса сперва на мирное деревенское уединение, потом - на бегство с Паратовым. При этом, никто всерьез на возможность перемен не уповает. Цыгане, вечные спутники Паратова, ничем не напоминают актеров театра Ромэн, скорее, тех бродяжек, которых встретишь возле Киевского вокзала - немолодых, обмотанных в какое-то тряпье, разве что на них - слегка утрированные черные парики. Но они красиво поют, отчего-то на стихи Осипа Мандельштама.

Ровность и детали

В спектакле нет крутых обрывов, о которых так часто заводят разговор герои пьес Островского. Лариса гадает, не прыгнуть ли ей в омут, стоя на втором лестничном марше. С него прыгнешь - не то, что не расшибешься, даже порядочного разрыва связок голеностопа не заработаешь. Нет тут обрывов, да и реки будто бы нет. Есть трясина, топь, в ней не тонут, в ней вязнут. Хлюп-хлюп, побарахтаешься для приличия, и нет тебя. Героев нет, злодеев нет, цыганских красавиц нет, обычные люди, без энергии, без сил, со стертыми эмоциями. Разве что Карандышев сорвется в пьяную истерику или Лариса к финалу застонет, как будто ее мучает какая-то постоянная боли. И на заднике - не то рисованный, не то фотографический пейзаж - среднерусский, равнинный. Действие происходит летом, а свет тусклый, ровный, никаких признаков солнца, никакого ощущения жары. Все, как всегда: «ночь, улица, фонарь, аптека». Здесь разлита пошлость - в чеховском значении слова - пошлость, как обыденность. Время от времени, конечно, размеренное течение спектакля нарушается. То самим, чрезвычайно остроумным, текстом Островского, то бесстрастным пением цыган, то песней Ларисы Огудаловой.

Вообще, в спектакле много музыки, она - не только в пении, но и полифоническом звучании своеобразно-интонированных разговоров, в скрипе ступеней деревянной лестницы, в звоне бокалов, в звяканье столовых приборов. Сама по себе звуковая партитура спектакля завораживает - в ней есть и тоска, и радость, и юмор, и беда, и какая-то магия.

Много очень вкусных деталей: механическое кокетство старшей Огудаловой (Натальи Курдюбовой) и ее нежное обращение с ларцом, в который она складывает выклянченные деньги. Или то, как, сделав Ларисе непристойное предложение, споткнется и растянется на помосте громоздкий Кнуров (Алексей Колубков), да это вообще две хорошо сыгранные роли. Хороши и гротескные, словно нарисованные грифелем по доске, образы Официанта (Томас Моцкус) и тетки Карандышева (Галина Кашковская).

Здесь много прелестной театральной условности, например, игры с оконными и дверными рамами. Ни окон, ни дверей нет, но рамы переставляют с места на место, и видишь, как кто-то вошел в комнату, из нее вышел, выглянул в одно окно, потом - в другое. Паратов, кстати, удачливее Карандышева даже в обращении с дверным проемом: он его вращает одним пальцем, а Карандышев пробовал повторить трюк, так воображаемая дверь на него и повалилась.

Но все же, история о равнодушных безразличных друг к другу людях, не должна оставлять равнодушными зрителей. Придя в театр, всякий человек страстно желает с кем-нибудь из героев себя отождествить и ему, а в его лице - себе - искренне посочувствовать. Почему Петр Наумович Фоменко в самом грустном, безнадежном своем спектакле не оставил нам такой отдушины - Бог весть. Видимо, проблема в том, что души персонажей еще не вселились в актеров. И Евгений Цыганов - принц российского кино, и полуженщина-полуребенок Полина Агуреева, и Илья Любимов - то есть все исполнители главных ролей - пока только фиксируют состояние героя в той или иной точке действия. Подробного, мотивированного и внятного для зрителя перехода из одного состояния в другое - нет. Поэтому спектаклю не хватает движения, динамики, воздуха. Действующие лица уходят со сцены, почти не изменившимися, такими, какими пришли.

Сам Петр Наумович не любит, когда критики смотрят его спектакли на премьере, говорит: «Они еще сырые, приходите позже - хотя позже могут зачерстветь».