Как вместе сочинять сказки?

Agent_k

Постоянный пользователь
Спонсор
Пользователь
9 Фев 2005
3.774
861
113
Москва
«Дом и семья»

Как вместе сочинять сказки?




Каждый из нас тоскует по детству. Ведь в стране детства мир яркий и светлый, день длится долго-предолго, а то, что рядом, всегда интересно. В этом мире нас любят и охотно прощают. В нём живут волшебные истории и сказки, а добро побеждает зло. Но главное – в детстве мы искренни и чисты.

Когда пропадает интерес к жизни, начинается ностальгия по детству. А детство – вот оно – рядом! В улыбке, сказке, какой-то игре. Стоит настроиться, и дорога открыта. Это же просто! Вспомнить себя ребёнком и улыбнуться миру. И произойдёт Чудо. Мир станет ярким и разноцветным, день долгим-предолгим, а добро победит зло. И сон будет крепким. Как же иначе? Ведь в мире детства читают сказки, смотрят добрые фильмы и ложатся спать с чистой душой.

Известный фольклорист и исследователь сказок В.Я. Пропп сказал: «Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все».

Так почему бы не сочинить сказку? Себе, ребёнку, друзьям.

11 декабря 2010 г. в рамках Фестиваля «Я – книга» в Тургеневской библиотеке (Москва) вела семинар на тему: «Сочиняем сказки вместе». Продумывая план выступления, хотела поговорить о сказке как уникальном жанре, рассказать о картах Проппа (была даже мысль – почитать свои сказки). Однако план полетел в сторону, как только увидела слушателей (преобладала молодёжь). Мне стало очевидно, что они пришли не за тем, чтобы слушать теорию – гостям Фестиваля было интересно: можно ли сочинить сказку обычному человеку? И я им сказала: «Да. Мини-сказку может сочинить любой. Достаточно иметь желание, некие ключи, навыки, подключить воображение и… окунуться в детство».

И мы решили попробовать.

Я изменила канву выступления и включила слушателей в творческий процесс. Взяв за основу советы Джанни Родари, мы начали вместе сочинять сказки.


Первый приём – «Бином фантазии»


Слушатели получили небольшие листочки, где нужно было написать два слова (существительных) так, чтобы один участник не видел слова другого.

Получились такие пары: ёжик – бюст, ветер – ухо, пианино – юла, памятник – мармеладки, высота – механизм, конь – шар, корабль – мечта.

Начало было за мной, а мои слушатели подхватывали мысль, добавляли, придумывали интересные сюжеты. В результате получилось несколько забавных сказок, которые раскрепостили аудиторию и способствовали созданию сказочной атмосферы.

Коротко сюжет на тему: памятник – мармеладки (не сказка, а канва сюжета).

Площадь, на ней памятник, напротив – кондитерский магазин. Предновогодняя ночь на исходе. Памятник смотрит вниз. На грязном снегу – конфетти, гирлянды, фантики…

Памятник одинок, никто не подарил ему ни единого подарка. Вдруг он замечает около постамента мармеладного зайца. Грязный, с откусанным ухом – тот тихо стонет.

Дальше у нас родился сюжет о том, как памятник и мармеладный заяц стали настоящими друзьями.


Второй приём – «Что было бы, если бы…»


Варианты:

...если б из книжки убежали все буквы;

...если бы ёжик захотел сменить прическу;

...если бы воздушный шарик умел мечтать;

...если бы компьютер ожил;

...если бы Снегурочка весной не таяла, а Водяной с Лешим жили бы не в лесу-болоте, а на печке в избе;

...если бы дедушка превратился в кота.

Начало сказки на тему «Что было бы, если бы компьютер ожил»:

«Засиделся как-то Серёжа за компьютером и только собрался его выключать, как на экране появился другой экран. На серебристом поле – квадратные глаза, нос, словно закорючка, крутые завитки по краям.

«
Странно! – подумал мальчик. – Такой картинки ещё не видел».

Вдруг глаза дрогнули, и в нарисованных зрачках сверкнули искры. Будто всполохи пролетели. Узкая щель рта стала шире, и из неё вынырнул овал. Он расположился где-то на левой щеке, и по его полю побежали буквы: «Привет! Давай дружить».

Как в комиксах: на переднем плане – герой, в овале – его слова.

Серёжа прилип к стулу. Картинка напоминала робота. Вернее, его лицо...
».

Дальше можно придумать сюжет, как компьютер выходил на связь и «жил» на экране. Каким-то неведомым образом он знал о событиях в жизни Серёжи, и тот получил настоящего друга – того, с кем можно обсудить всё. А потом..., потом Комп ввёл его в свой мир (здесь, конечно, должны быть знания программиста – иначе не будет достоверности).


Приём третий – «Сказки наизнанку»


Выворачиваем известные сказки «шиворот-навыворот». Могут получиться очень смешные произведения.

Например, темы сюжетов:

• «Колобок». Колобок в сказке – злой-презлой и за всеми гоняется, чтобы съесть. Возмездие наступает тогда, когда он проглотил ёжика.
• «Волк и семеро козлят». Здесь семеро козлят – семеро разбойников-охотников. Они охотятся за Волком (допустим, он занесен в Красную Книгу, такой же ценный и исчезающий, как уссурийский тигр). Козлята хотят его поймать и продать «левому» зоопарку.
• «Золушка». Золушка в нашей сказке была не падчерицей, а младшей, любимой дочерью «мачехи»-колдуньи. И доброй она только прикидывалась. А сама, когда отца дома не было, сестёр по дому гоняла, волосы им драла, мышей за шкирку засовывала – словом, колдунью радовала и в её чёрную душу надежду вселяла.


Приём четвёртый – «Салат из сказок»


Здесь я позволила себе прочесть отрывок из моего детского романа «Аришины истории», где три героини сочиняли сказку, в которой были перемешаны герои из «Огниво», «Краснозорька и Белозорька», «Крошечка-Хаврошечка»

Следующие приёмы – «Ребёнок, как действующее лицо», «Что было потом», «Пять + один», «Народные сказки как строительный материал»...

Слышала, что психологу Л.С. Выготскому принадлежат слова: «Творчество – это сохранение детскости». Думаю, так и есть. Те, кто во взрослом состоянии может смотреть на жизнь свежим, оптимистичным взглядом, как правило, занимается творчеством.

В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова есть определение: «Детскость – ребячество характера, неразумность, наивность, свойственная детям. Выбросив «неразумность», я бы добавила «доверчивость».

Как правило, дети чисты, доверчивы, открыты. Их «гуру» – интуиция, разум – лишь поводырь. И меня это радует. Ведь интуиция – это связь с Космосом, а разум – лишь инструмент. А между ними – барьеры. Те, что построила жизнь. У одних – частокол, у других – маленькие и ветхие. Думаю, те, кто умеет сметать барьеры, рядом с детьми. И в этих людях живёт детскость. Она в улыбке, глазах, слове, в желании фантазировать. Думаю, это – дар, и его надо беречь. И ещё. Этим даром надо делиться.


Думаю, мир тогда станет светлей, и мы окажемся в сказке – в той, что сочинили сами.

Источник