Кстати, вот рецензия. Должна сказать, что ознакомилась я с ней после просмотра спектакля, но читая понимала, что согласна практически с каждым словом.
"Правила поведения в современном обществе"
Едена Ямпольская
"Игра в жизнь"
12 ноября 2003 г.
На Маленькой сцене Молодежного театра преподаны "Правила поведения в современном обществе"
Чтобы сделать прекрасный спектакль, не требуется ничего особенного. Ни бешеных денег, ни растяжек поперек Тверской, ни звездных имен. Нужна хорошая пьеса (одна штука), хорошая актриса (одна персона) и человек, способный свести их вместе. В РАМТе получилось идеальное сочетание: Жан-Люк Лагарс, "Правила поведения в современном обществе", моноспектакль Нелли Уваровой, постановка Александра Назарова.
Поскольку все три имени не слишком известны, даю справку.
Лагарс ("В стране далекой", "Смутные воспоминания о чумном годе", "Мюзик-холл") – французский драматург, несколько лет назад умерший от СПИДа.
Назаров прежде служил в "Современнике", а потом подался в режиссуру и выпустил на сцене "Табакерки" два спектакля – "Город" по Гришковцу (очень приличный) и "От четверга до четверга" Альдо де Бенедетти (весьма слабенький).
Уварова двадцатитрехлетняя актриса РАМТа, окончила ВГИК (курс Георгия Тараторкина, где, кстати, преподавал и Назаров). Она занята в "Эрасте Фандорине", в "Тане", играет Аннунциату в недавно выпущенной шварцевской "Тени", но по результатам предыдущих ролей, каюсь, лично мне не удалось ее запомнить. После "Правил поведения..." Уварову уже ни с кем не спутаешь. Теперь она может считаться звездой в масштабах труппы, и ничто не мешает ей этот масштаб укрупнить.
"Правила поведения..." – изящная, тонкая, остроумная вещь, которая смотрится на одном дыхании и слушается на едином вздохе. Больше слушается, чем смотрится, потому что жанр спектакля – "просто лекция". Разумеется, на тему, вынесенную в заголовок. Жить правильно – значит, жить по правилам. Жить, как все. Не ударив лицом в грязь ни в колыбели, ни на смертном одре.
Рождение ребенка, регистрация в мэрии, крестины, выбор имени. Сватовство, помолвка, брачный контракт, регистрация в мэрии, венчание. Смерть, регистрация в мэрии, похороны. Вдовство, новый брак, рождение ребенка, регистрация в мэрии...
Как пел Марк Наумович Бернес, будут дети потом, все опять повторится сначала. Жизнь нарезает виток за витком, неисчислимое количество витков, уходящих в бесконечность и назад, и вперед. Вяжется цепь утомительных сложноподчиненных обязательств, а мэрия отмечает столбовые вехи нашей биографии – от первой регистрации до последней. Не думай о мэрии свысока.
Ко всякому торжеству прилагается список непременных подарков и меню обязательных трапез. Все продумано, просчитано, предусмотрено раз и навсегда. Инициатива допустима в известных границах, причем границы определяются заранее. Существование человека насквозь ритуально, церемониально и волокитно. Избежать этой бюрократии дано лишь мертворожденным младенцам (регистрация в мэрии и скромные похороны, ничего больше), а также людям с недостаточными средствами, которым категорически не рекомендуется ни жениться, ни производить собственное потомство, ни даже крестить чужое. Если бы они еще перестали умирать, современное общество было бы избавлено от забот о подобном асоциальном элементе.
Уварова, то есть Лекторша (форменное платьице, черный передничек, шляпка с вуалью, губки бантиком) начинает сбивчиво, запинаясь и стопорясь. Она волнуется, заглядывает в конспекты, стучит грифелем по доске, поблескивает очочками, в наиболее важных местах вздымает к небу указательный палец. Театральной публики нет, есть публика лекционного зала, которую ради пущей эффективности полагается втягивать в учебный процесс. Зрители покорно перетаскивают алюминиевую парту, хором отвечают на вопросы, сами их экспромтом задают и даже участвуют в импровизированных сценках. В частности, молодой человек, вступивший на сцене в законный брак с Лекторшей (путь к алтарю, обмен кольцами, правда, без поцелуя), был не на шутку взволнован. Тем более, что "женился" на глазах у своей спутницы...
Трудно уловить момент, когда лекция становится реальной жизнью, а Лекторша, то есть дама, которая вещает, оборачивается женщиной, которая живет. Выходит замуж, празднует серебряную свадьбу ("хорошо или плохо прошли эти двадцать пять лет, но вы провели их вместе, и это обязательно надо отметить"), дотягивает до золотой, держит у груди ребенка, облачается в траур и к концу – спектакля, лекции, жизни – зверски устает. То ли от формальностей, то ли от связанных с ними эмоций.
По ходу – спектакля, лекции, жизни – прибавляются наглядные пособия, от картонного младенца до муляжного поросенка с аппетитной корочкой. К финалу уже вся площадка захламлена сундуками, корзинами, подсвечниками, молитвенными скамеечками... Пространства больше нет, пространство съедено. Изможденная лекторша обрывает монолог и уходит, оставляя за собой гору материальных свидетельств одного человеческого бытия...
"Правила поведения..." – очень простой спектакль с очень сложной философией. Его можно трактовать и грустно, и оптимистично. Хочется, чтобы твое пребывание на земле ознаменовалось чем-то еще, кроме трех ритуалов. А если взглянуть по-другому, жизнь удобна, логична и красива, как сервировка стола. Надо только однажды вызубрить: вилка слева, нож справа. Для этого и существуют курсы. Добро пожаловать на лекцию.